Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методики профилактики информационной зависимости школьников

Осекова Людмила Викторовна,
учитель английского языка лицея №623 
Санкт-Петербурга

Информационная зависимость — эта болезнь современного общества особое распространение получила в среде школьников. В данной статье исследуются суть проблемы, виды информационной зависимости и методы её профилактики. Также приводятся сопутствующие понятия и данные анкетирования, проводившегося  среди школьников с целью изучения данного вопроса.

1. Суть проблемы:
     Информационная зависимость — это болезненная привязанность к источнику получения информации. (определение автора статьи)
     Информационная зависимость — зависимость от непрерывного (чрезмерно частого) потребления информации из любых доступных человеку источников (в современном информационном пространстве данным источником выступает сеть Интернет). (определение, взятое из Интернета)
     Из данного определения видно, что само явление не является новым, т.к. человек всегда черпал информацию из какого-либо источника. Рассмотрим такую линейку источников, как книги — телевидение — интернет. Книга всегда способствовала развитию человека, его совершенствованию. Чтение — это труд своего рода. В процессе чтения мозг человека работает. Человек анализирует прочитанное. При просмотре телепередачи можно «отключать голову» и отдыхать. В этом случае мозг пассивно воспринимает информацию. Компьютерная игра начинает манипулировать сознанием человека. Игра задаёт свои правила, и человек поневоле должен действовать в этих рамках. Происходит 'информационный захват'. Получается, что техника совершенствуется, а человек деградирует. 
     Исследователи, изучающие данную проблему, не объявляют войну современным технологиям, но призывают к тому, чтобы научиться совмещать пользу от всех изобретений человечества (см. статью Бориса Примочкина). Если же позволить школьнику с головой погрузиться в Интернет, забросив книги, живое общение и реальные дела, то это создаст проблемы как самому школьнику, так и окружающим его людям, и всему обществу в целом.
     В данной статье  нас интересуют проблемы школьника и проблемы учителя, связанные с ситуацией информационной зависимости.
     Проблемы школьника — это проблемы его здоровья физического и психического (подробно об этом в статье Алексея Шведова); проблемы общения; проблемы, связанные с учёбой; проблемы, связанные с негативной информацией из Сети. 
     Проблемы учителя — это мобильник на уроке и отсутствующий взгляд ученика, выполнение домашних заданий по готовым шаблонам, списывание контрольных работ с помощью Интернета.

2. Виды информационной зависимости:
     (по способу охвата):
общая;
локальная
     Общая информационная зависимость заключается в том, что все люди, будучи членами общества информационных технологий, так или иначе оказываются информационно зависимыми.
     Локальная информационная зависимость — это зависимость отдельно взятого человека.
     (по источнику информации):
телевизионная;
компьютерная;
телефонная;
газетная и др.
     (по интересам): (Эта классификация взята из Интернета в сокращенном виде)
Интернет-зависимость — навязчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.
Компьютерная зависимость — зависимость от работы на компьютере.
Коммуникативная зависимость — зависимость от использования мобильного телефона.
Киберсексуальная зависимость — зависимость от интимных знакомств в сети.
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по сети Интернет.
Пристрастие к виртуальному общению — большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях.

3. Методы профилактики:
a) Запрет на использование средств получения информации на уроке, отличных от тех, что предлагает учитель.
b) Профилактические беседы.
с) Творческие контрольные работы.
d) Формирование устойчивого интереса к предмету.
e) Внеклассные мероприятия, нацеленные на создание атмосферы общения.
f) Эмоциональное воздействие учителя на ученика через четко выраженную позицию по данному вопросу.
g) Создание атмосферы взаимопомощи и психологической поддержки в коллективе учащихся и в отношениях 'учитель — ученик'. 
h) Тренировка умения анализа и оценки информации.
i) Общее воспитание личности с целью развития самоконтроля и самоанализа.
j) Духовно-нравственное воспитание.

4. Сопутствующие понятия: (Определения взяты из Интернета) 'Информационная война' – это процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня путем [информационного] воздействия на гражданское население, власти и вооруженные силы противостоящей стороны... и противодействия таким воздействиям на собственную сторону.
'Информационное общество' – это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
'Информационное пространство' – это совокупность результатов семантической деятельности человечества. 
'Информационная среда' – это совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

5. Анкета, предложенная учащимся с целью исследования данного вопроса. 
1) Чувствую ли я информационную зависимость?
2) Откуда я получаю информацию? Из каких источников?
3) Какую информацию я считаю полезной для себя, а какую — вредной?
4) Как я понимаю термин 'информационная война'?
5) Как я готовлюсь к контрольной работе дома?
6) Что я выбираю:
A –  усердно заниматься по предмету и думать на контрольной работе над поставленными задачами;
B – заниматься по мере сил и во время контрольной работы использовать все доступные средства информации;
C – жить в своё удовольствие, а на контрольной работе списать с товарища, если повезёт, а если не повезёт — надеяться, что в четверти так и так выйдет '3';
D – свой вариант ответа?
7) Что мною движет, когда я иногда списываю на контрольной работе?
8) В чём мне помогает интернет, а чему мешает в моей жизни?
          
     В анкетировании приняли участие 24 школьника (8, 10, 11 классы) лицея № 623 г. Санкт-Петербурга. Анкетирование проводилось в последний день I четверти — 29.10.2016 г.
     На 1-й вопрос  20 человек ответили «Нет», 2 человека «Да», 2  – «Отчасти». 
     На 2-й вопрос учащиеся дали самые разнообразные ответы, перечислив различные источники. Это – родители, друзья, знакомые и незнакомые люди, общество в целом; газеты и журналы, телевидение, радио и кинематограф, телефон, планшет и интернет; измерительные приборы; улица, игры, музыка; школа и дополнительные занятия, окружающий мир в целом. Только один человек из числа опрошенных назвал 'интернет' как единственный для себя источник информации.
     На 3-й вопрос учащиеся ответили, в основном, что полезная информация — это правдивая, научная, развивающая, способствующая расширению кругозора; а вредная — это ложная, навязчивая, негативная, бессмысленная и лишняя. Несколько человек (3 из 24) назвали видеоигры вредной для себя информацией.
     На 4-й вопрос почти все учащиеся приблизились к определению, данному в интернете (см. выше, раздел 4). При этом только 47% из них отметили стратегический уровень понятия. 4 учащихся не смогли дать никакого определения.
     На 5-й вопрос 5 учащихся из числа опрошенных (21%) ответили, что при подготовке к контрольной работе пользуются интернетом. 
     При ответе на 6 вопрос 50% учащихся  выбрали ответ A, 29% – ответ B, 4 человека (17%) – ответ D и 1 человек выбрал разные варианты ответов: B, C, D.
     На 7 вопрос были получены следующие варианты ответов:
1) Оценка (11 человек);
2) Я никогда не списываю (6 человек);
3) Незнание (5 человек);
4) Волнение во время контрольной работы (2 человека);
5) Я сомневаюсь в себе и нуждаюсь в помощи друга (1 человек);
6) Мой сосед [по парте] (1 человек);
7) Желание выжить (1 человек);
8) Понимание списанного задания (1 человек);
9) Ответственность (1 человек);
10) Желание не расстроить родителей (1 человек);
11) Не знаю (1 человек).
     При этом некоторые учащиеся не ограничились одним вариантом ответа.
     На 8 вопрос были получены разнообразные ответы, из которых следует, что помогает нашим детям интернет в учёбе, в общении, в поиске информации , в проведении досуга. Мешает тем, что отвлекает от дел/уроков/занятий, отнимает много времени. Но, как написала одна девочка – ученица 8 класса – «просто надо уметь сдерживать себя, когда надо».

     Литература: 
Борис Примочкин, статья «Айпад в руках ребёнка», журнал «Будь здоров!», № 11, 2013.
Алексей Шведов, статья «Прикованные к компьютеру», журнал «Будь здоров!», № 4, 2012.
     Сайты:
Studme.org
Википедия

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»