Третий урок физкультуры: за и против
Никонов Кирилл Евгеньевич,
учитель физкультуры ГБОУ СОШ №334
Прописная истина: «Движение – жизнь!». Последние исследования педагогов, физиологов, психологов подтверждают это выказывание мудрецов. Дети, которые проводят свободное время с мячом, плавают, ходят на лыжах, обладают более пластичной нервной системой, менее агрессивны и доброжелательны. Чтобы жить долго и продуктивно, необходимо не просто двигаться, а систематически делать упражнения для развития различных физических качеств. Самые важные из них: выносливость, сила, ловкость. Все то, что не хватает современному ребенку, который много времени проводит у электронного экрана.
В школах Российской Федерации с 2011 года ввели третий урок физкультуры. Такое ново ведение вызвало поначалу большой резонанс, как среди педагогов, так и среди родителей школьников.
Педагогических работников не устраивали дополнительные организационные мероприятия, которые необходимо было предпринять: пересмотр расписания, заключение договоров с сетевыми организациями, составление рабочих программ с включением деятельности организаций дополнительного образования. Родительская общественность была озабочена, в большей своей части, увеличением часов учебной нагрузки, снижением «отвлечением детей от интеллектуальной деятельности».
С тех пор прошло три года. Можно подвести некоторые итоги такого нововведения. Все участники образовательного процесса отмечают, что третий урок физкультуры открывает дополнительные возможности для привлечения детей к спорту и занятиями физической культуры. Ведь именно третий урок, его содержание может стать сильным мотивационным фактором по привлечению детей к физической активности. Содержанием урока может стать гимнастика, плавание, теннис, посещения фитнес-клуба, дворца спорта.
Составляя рабочую программу по освоению новых образовательных стандартов, мы учитываем развивающий потенциал третьего урока. Как правило, дети на нем занимаются каким-либо видом сорта. Проведя опрос среди школьников и их родителей, составляем перечень приоритетных видов спорта для обучающихся класса, параллели.
В работе с каждым классом применяем индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к физическим особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые соответствуют личностным особенностям школьников.
Непосредственно на уроке продумываем уровень физической нагрузки, чтобы не превышать уровень предельно допустимой нагрузки и создавать ситуацию успеха для этого учащегося.
Увлекательным делом для детей становятся подвижные (неспортивные) игры, где ребенок на равных, без особого духа соревнования может достичь положительного результата. На своей страничке в интернете публикую содержание таких игр: http://ext.spb.ru/user/userprofile/evgeniyyn.html
Таким образом, можно сделать вывод, что введение в школьное расписание третьего урока физкультуры больше имеет положительных моментов в изменении режима пребывания ребенка в школе, чем отрицательных. Главное, конечно же, состоит в организации и содержании такого урока, который должен стать интересеным для ребят, и чтобы им хотелось заниматься.