Использование здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе
Федорова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №133 Санкт- Петербурга
Здоровье ребёнка, обучаюшегося в школе, сохранение и укрепление здоровья - эта тема очень важна и актуальна всегда, а в наше время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу и глубокую озабоченность у специалистов.Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. А ведь состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Многочисленные исследования, которые проводят специалисты за последние годы, показывают, что примерно 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют отклонения в состоянии здоровья.За период обучения в школе происходит наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней: растёт число близоруких детей, детей с нервно- психическими расстройствами, с нарушениями осанки. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: « Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».
Что же такое здоровье? От чего зависят его сохранение и укрепление? Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья.С их действием связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.Что же это за факторы риска?
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Интенсификация учебного процесса;
- Недочёты в существующей системе физического воспитания;
- Недостаточная организация системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Также причинами ухудшения здоровья детей могут быть:
- Неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;
- Отрицательное влияние окружающей среды;
- Наследственные заболевания;
- Нарушение правил здорового образа жизни.
От здоровья жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. От того, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье детей. Необходимо учить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, надо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в школу внедряются здоровьесберегающие технологии. Они помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Они осуществляются на основе личностно- развивающих ситуаций. Благодаря этому учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.Дети сами активно участвуют в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.Здоровьесберегающие технологии- это здоровьесберегающая педагогическая деятельность, которая по- новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием. Воспитание направлено на сохранение и приумножение здоровья детей.Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей учащегося: его ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств.
Здоровьесберегающие технологии
- Личностно- ориентированное обучение;
- Педагогика сотрудничества;
- Проблемное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Безотметочное обучение;
- Рефлексивное обучение;
- Диалоговое обучение
Особо хочется выделить технологии личностно - ориентированного обучения. Они учитывают особенности каждого учащегося и направлены на более полное раскрытие его потенциала. К этим технологиям можно отнести проектную деятельность, дифференцированное обучение, разнообразные игровые технологии, обучение в сотрудничестве. Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Задачи учителя: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию различных способов выполнения заданий, создание педагогических ситуаций общения на уроке, которые позволят каждому ученику проявлять самостоятельность, инициативу, избирательность в способах работы.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих создать благоприятные условия для развития сильных учащихся и снять трудности у слабых учащихся. Каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, испытывает интерес к учебе, ощущает комфорт и защищённость. Все комплекты УМК, которые используют в работе учителя начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно - ориентированного обучения.
Опыт учителей, активно использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии, показывает, что учащиеся более успешно адаптируются в образовательном и социальном пространстве, раскрывают свои творческие способности. Снижается уровень показателей заболеваемости детей, улучшается психологический климат в детском коллективе.
Литература:
- Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М., 2004 г.
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель, 2009 г.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М., 1997 г.
- Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт- Петербург, 2000 г.
- Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников.- М., 2004 г.