Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование здоровья и здорового образа жизни
детей младшего школьного возраста

Зиновьева Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 172

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы думаете о своём будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее -  это наши дети. В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения. Особенно тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание.

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально- экономической депрессией отчасти – изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков привычек здорового образа жизни.

На состояние здоровья детского населения существенную отрицательную роль играют также условия обучения в образовательных учреждениях. Большинство учащихся приобретают заболевания в стенах школы. За время обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта. К выпускному классу полностью здоровых детей остаётся не более 15 %. Можно сказать, что дети за образование в современной российской школе расплачиваются своим здоровьем. Таким образом, ситуация со здоровьем россиян требует активизации оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Общество предъявляет социальный заказ системе образования на здоровую личность. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей, научить их вести здоровый образ жизни, правильно строить свои взаимоотношения с природой.  Чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья человека, надо знать от чего зависит наше здоровье, чем оно определяется. Как показали исследования, факторы, влияющие на уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

1.      Наследственность – определяет здоровье на 20 %

2.      Условия внешней среды – на 20 %

3.      Деятельность системы здравоохранения – на 10 %

4.      Образ жизни человека – на 50 %.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Образ жизни – это то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Образ жизни реализуется в 4 сферах:

1.      Трудовой

2.      Общественной

3.      Семейно-бытовой

4.      Досуговой.

Российская школа должна стать «Школой здоровья», в которой обучение не влияет отрицательно на здоровье детей и педагогов.

Актуальность проблемы педагогической работы по формированию здоровья и здорового образа жизни младшего школьника определяются ухудшением состояния здоровья населения, педагогов и учащихся в том числе, которое связано с экологическими, социальными и социокультурными изменениями, происходящими на рубеже веков.

Задачи  образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован в Минюсте РФ за номером 15758 от 22 декабря 2009 года). Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676 ПРИКАЗ Министерства ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 октября 2010 г. N 986 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребёнка. Существует множество организационных, методических, материально- технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного напрвления работы в школе, что соответственно и определяет пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности.

Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий её эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. На основании исследования гигиенической грамотности и образа жизни 140 учащихся младшего школьного возраста получены следующие данные:

Около 70 % предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. 20 % обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо.

За письменным столом и партой всегда стараются сидеть правильно 58,58 %, иногда – 7,85 %, остальные не следят за своей осанкой.

Каждый пятый ученик не всегда с удовольствием посещают уроки физической культуры, более 10 % вообще не занимаются на уроках, 21,44 % занимаются лечебной гимнастикой.

Книгу на расстоянии 35 – 40 см держат 46,44%, 49,28 % - примерно на расстоянии 15 – 20 см, остальные – на расстоянии 45 см и дальше. Около 6 % видят плохо, что пишет на доске учитель.

70,71 % после того как встали утром пойдут чистить зубы, 12,14 % - делают утреннюю гимнастику, 9,28 % - идут завтракать, 7,87 % - смотрят телевизор.

О вреде еды всухомятку знают 64,28 %, не осведомлены на эту тему 27,85 % и отрицательно ответили 7,87 %

Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70 %, вообще не чистят зубы 4 %, каждый третий чистит зубы только один раз в день. Обращаются к зубному врачу только при наличии боли почти половина учащихся.

О вреде курения большинство учащихся знает, но только каждый пятый считает курение опасным для всех, более 10 % не знает о вреде курения и не считают курение опасным для здоровья.

При изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание.

Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности. В условиях начальной школы особое внимание должно быть обращено на снижение «цены» адаптации ребёнка к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни. Всё это предполагает разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях, улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1.      Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

2.      Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3.      Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь должно уделяться внимание воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяются те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку в этом возрасте это ещё можно сделать. Обучение ведётся в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Важное значение имеет психологическое направление. Предусматриваются специальные мероприятия по облегчению адаптации к школе, созданию психологически благоприятных условий для обучения.

Основной причиной успешной работы в данном направлении является наличие системности. Это проявляется прежде всего в том, что оздоровительные мероприятия включены в систему валеологической работы в школе, в которой учтены и воспитательный, и образовательный, и непосредственно оздоровительный аспекты обучения нормам здорового образа жизни.

Также системность проявляется в комплексности мероприятий, когда ребёнок оказывается охваченными ими:

- на обычных уроках;

- на уроках физической культуры;

- на переменах;

- во внеурочное время.

 

в кружках и секциях

- бассейн;

- недели здоровья;

- ритмика;

- занятия в спортивных секциях.

 

 

 

 

 

 

 

в спецмедгруппах

 

Работа по профилактике:

- простудных заболеваний;

- нарушений осанки.

 

вне уроков физкультуры

- физкультурная пауза;

- локальная гимнастика для различных частей тела;

- дыхательная гимнастика;

- элементы самомассажа;

- подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

на уроках физкультуры

- комплексы специальной гимнастики;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры.

в ходе внеклассной и внеурочной работы

 

в ходе учебного процесса

 

Оздоровительные мероприятия

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К нуждающимся в дополнительном оздоровлении детям применяется дифференцированный подход – они охвачены мероприятиями в большей степени.

В нашей школе решение этой проблемы мы начали с диагностики «Здоровье  учащихся в режиме школы», провели оценку состояния здоровья учащихся в начальной школе и выяснили:

 

практически здоровых детей

(I группа) – 4,8 %

( IIгруппа) – 74,5 %

детей с хроническими заболеваниями

( IIIгруппа) – 19 %

( IV группа)– 1,9 %

 

Установили контакт с детской поликлиникой № 29, изучили факторы влияющие на здоровье; состояние физического развития; уровень физической подготовки и воспитания; уровень развития физической культуры; состояние лечебно-оздоровительной и внеурочной воспитательной работы; уровень учебной и других нагрузок на организм; уровень психологической помощи; состояние микроклимата в школе и дома.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания для сохранения здоровья:

1.  Формирование культуры здоровья учителей и воспитателей

- теоретическое: циклы лекций, самостоятельное изучение специальной литературы;

- практическое: сохранение здоровья как профессионального качества.

2. Создание в школе условий для обучения без вреда здоровью

- оздоровительная направленность обучения;

- адекватность учебных нагрузок;

- реализация межпредметных связей.

Работая в данном направлении мы ставили задачи:

- формирование устойчивой мотивации «на здоровье» у педагогов, учащихся, родителей.

- мониторинг здоровья;

- формирование банка данных здоровья;

- организация и проведение пропагандисткой работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- профориентация подростков.

Исходя из этого, были определены следующие направления работы:

- организационные

- профилактические

- консультационные

- пропагандистские

- исследовательские

- обучающие

- воспитывающие.

По этим направлениям ведётся работа всеми подразделениями школы, учреждениями в микрорайоне.

Я провожу нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. На уроках проводим физминутки (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз).

Мои учащиеся принимают активное участие в работе спортивных секций, направленных на оздоровление, где занимаются волейболом, баскетболом, футболом, борьбой, плаванием, ритмикой. Педагоги нашей школы проводят внешкольные спортивные мероприятия, на которых пропагандируют здоровый образ жизни.

Провожу дни здоровья, некоторые праздники, отдельные уроки разных предметов на природе.

Веду информационно-профилактическую работу: классные часы, уроки Мойдодыра, кружок внеурочной деятельности, на которых учащиеся овладевают объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, у них формируются здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя), родительские собрания часто посвящаю здоровью детей.

В нашей школе действует социально-психологическая служба.

Неоценимую помощь в работе оказывает школьный врач. Он следит за питанием (расчёт пищевых ингредиентов и калоража пищевого рациона), режимом учебных занятий, плотность занятий по физкультуре, а главное регулярно проводит медицинские осмотры учащихся.

В своей работе я часто провожу мониторинги:

- общая оценка здорового поведения;

- мотивы приёма пищи;

- самооценка факторов риса ухудшения здоровья.

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показывает, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания.

Опрос учащихся нашей школы показал: 84 %  детей считают, что занятия в школе помогли создать полезный образ жизни для здоровья, 68 %  - что школа помогает им заботиться о своём здоровье, 52 % - считают, что учителя подают хороший пример, 42 % - обстановка в школе  влияет на их здоровье, 53 % - считают, что учителя заботятся об их здоровье.

Усилия педагогов нашей школы направлены на устранение факторов риска и формирование культуры здоровья. Чтобы здоровый образ жизни стал осознанной индивидуальной потребностью, ребёнок должен усвоить минимум правил, соответствующих его индивидуальным особенностям и возможностям:

1.      Соблюдайте режим дня!

2.      Обращайте больше внимание на питание!

3.      Больше двигайтесь!

4.      Спите в прохладной комнате!

5.      Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу, направляя его в позитивное русло!

6.      Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.      Гоните прочь уныние и хандру!

8.      Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.      Старайтесь получить как можно больше положительных эмоций!

10.  Желайте себе и окружающим только добра!

С соблюдением принципа «Не навреди!» помочь в этом деле способен педагог, не только теоретически подготовленный, но и компетентный в практическом отношении.

Таким образом, эффективная забота образовательного учреждения о здоровье ребёнка будет лишь в том случае, если будет сформирована система учитель – родитель – ученик – учитель. Формирование этой системы возможно лишь при создании единого учебно-воспитательного процесса, интегрирующим звеном в котором является забота о здоровье ребёнка. Создание среды, способствующей здоровому образу жизни и формированию здоровья, - это не только соблюдение СанПин, ограничение объёма умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание условий для поиска оптимальных норм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности учащихся.

 

 

 

 


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»