Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

                                Охрана здоровья школьника средствами здоровьесберегающих   технологий

                                   Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы, 

                                    ГБОУ школа № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

 

                                          Здоровьесберегающие  образовательные технологии —         

                                          это системный подход к обучению и воспитанию,

                                          построенный на стремлении педагога не нанести ущерб 

                                          здоровью учащихся. Профессор Н. К. Смирнов.

 

В последнее время состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты  всех классов болезней  происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего  среднего образования.   

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.                                                                        

По данным Института возрастной физиологии РАО  школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.  

Влияние на здоровье школьников  оказывают следующие внутришкольные факторы:

  • Интенсификация обучения;
  • Снижение двигательной активности;
  • Увеличение простудных заболеваний;
  • Нарушение зрения, осанки;
  • Ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Ведь от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.

Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, подходить к этому творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие (часто использую шутки, улыбки, юмористические или поучительные кар­тинки, слайды, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки, четверостишия).То есть «оживляю» урок эмоционально, а также применяю игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15-20  минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса).

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить  работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток  включаю:

  • упражнения по формированию осанки
  • упражнения по укреплению зрения
  • укрепления мышц рук
  • отдых позвоночника
  • упражнения для ног
  • релаксационные упражнения для мимики лица
  • потягивание
  • массаж области груди, лица, рук, ног
  • упражнения, направленные на выработку  дыхания.

   Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю учебный процесс и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительные эмоции. Выполнение упражнений со скучающим видом желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Помимо этого учу детей пользоваться необходимым набором упражнений для релаксации на уроке в школе и дома.

Здоровьесберегающее обучение направлено наобеспечение психического здоровья учащихся; создание комфортного психологического климата  на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений и  достигается черезучет особенностей класса (изучение и понимание человека).

И чтобы успешно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.             При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание различных ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Как уточняет О.И. Горбич, «основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества».  [4, 51]

Для решения этих задач  применяю следующие компоненты:

  1. создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;
  2. использование проблемных творческих заданий;
  3. стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;
  4. применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);
  5. рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).

Игровые технологии

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. А также помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебным предметам. На уроках я активно использую игры-путешествия, подвижные игры с мячом, лингвистические кроссворды, игры с карточками, игры-викторины, игровые презентации.

Технология уровневой дифференциации обучения

Учебные занятия  я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, используя разноуровневые задания. Предпочитаю внутриклассное разделение учащихся на группы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным, более эффективно работать с трудными и одарёнными детьми. При этом работа с сильными учениками идёт не по пути увеличения объёма изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

  1. составление текстов диктантов;
  2. составление карточек-заданий;
  3. проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками с более низким уровнем подготовки;
  4. работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами;

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, и, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье ученика в норме, если:                                                                  

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.   

    Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

 

                                             ЛИТЕРАТУРА                                                                    

  1.  Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

  2.  Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3.   http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  4.    Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»: лекции 1-4, 5-8. авт.-сост. О.И. Горбич. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.                

Приложение

Простейшие упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные  движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Профилактические упражнения для глаз:

 Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

 

Упражнения на релаксацию:

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»