Охрана здоровья школьника средствами здоровьесберегающих технологий
Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие образовательные технологии —
это системный подход к обучению и воспитанию,
построенный на стремлении педагога не нанести ущерб
здоровью учащихся. Профессор Н. К. Смирнов.
В последнее время состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Института возрастной физиологии РАО школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Влияние на здоровье школьников оказывают следующие внутришкольные факторы:
- Интенсификация обучения;
- Снижение двигательной активности;
- Увеличение простудных заболеваний;
- Нарушение зрения, осанки;
- Ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Ведь от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, подходить к этому творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие (часто использую шутки, улыбки, юмористические или поучительные картинки, слайды, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки, четверостишия).То есть «оживляю» урок эмоционально, а также применяю игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса).
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаю:
- упражнения по формированию осанки
- упражнения по укреплению зрения
- укрепления мышц рук
- отдых позвоночника
- упражнения для ног
- релаксационные упражнения для мимики лица
- потягивание
- массаж области груди, лица, рук, ног
- упражнения, направленные на выработку дыхания.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю учебный процесс и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительные эмоции. Выполнение упражнений со скучающим видом желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Помимо этого учу детей пользоваться необходимым набором упражнений для релаксации на уроке в школе и дома.
Здоровьесберегающее обучение направлено наобеспечение психического здоровья учащихся; создание комфортного психологического климата на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений и достигается черезучет особенностей класса (изучение и понимание человека).
И чтобы успешно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Личностно-ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание различных ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Как уточняет О.И. Горбич, «основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества». [4, 51]
Для решения этих задач применяю следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).
Игровые технологии
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. А также помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебным предметам. На уроках я активно использую игры-путешествия, подвижные игры с мячом, лингвистические кроссворды, игры с карточками, игры-викторины, игровые презентации.
Технология уровневой дифференциации обучения
Учебные занятия я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, используя разноуровневые задания. Предпочитаю внутриклассное разделение учащихся на группы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным, более эффективно работать с трудными и одарёнными детьми. При этом работа с сильными учениками идёт не по пути увеличения объёма изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий;
- проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками с более низким уровнем подготовки;
- работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, и, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
4. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»: лекции 1-4, 5-8. авт.-сост. О.И. Горбич. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Приложение
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)