Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Образовательная кинесиология
как метод развития способностей
и преодоления учебного стресса у детей

 

Салова Светлана Анатольевна,
методист ГБОУ ЦПМСС «Лекотека» г. Москвы

 

"Мудрый человек должен понимать,

что здоровье – это самое ценное

из того, что у него есть,

и научиться справляться с болезнями

силой своих собственных суждений"

Гиппократ

 

В современный век информационных технологий все мы и наши дети, в большей или меньшей степени, страдаем от интенсивного темпа и требований повседневной жизни. Вся наша жизнь состоит из ежедневного стресса.По данным Института возрастной физиологии, более 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья, а к концу первого класса таких детей становится 60-70%. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза [3]. Во многом это происходит из-за постоянного возрастания действия стрессогенных факторов и неумения справиться с ними. Хотя большинства проблем вполне можно было бы избежать, оказывая должное внимание внедрению в школьный процесс здоровьесберегающих технологий, таких как образовательная кинесиология.Это уникальный метод, обучающий детей и взрослых справляться с негативными последствиями стресса, возвращающий им уверенность в собственных силах, помогающий более эффективно достигать поставленных целей и быть всегда в согласии со своим телом.

 

1. Общее понятие стресса и его виды, причины, влияние стресса на здоровье человека

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающего под воздействием различных факторов. Под ними понимаются всевозможные внешние влияния, а также «влияния внутренние», такие как наши чувства и мысли или процессы обмена веществ. Наличие в определении слова «напряжение» уже говорит о том, что для борьбы со стрессом происходит мобилизация сил организма, что требует значительных затрат энергии. Мобилизация этих сил происходит для того, чтобы организм смог приспособиться (адаптироваться) к новым требованиям ситуации. В результате такой активизации человек либо преодолевает стресс и приспосабливается к новым условиям, либо его организм истощается, что может привести к возникновению отклонений в поведении, психосоматическим заболеваниям.

Термин «стресс» (англ. stress («напряжение»), получивший в наши дни широкое распространение, впервые был введен в употребление в XVII веке английским ученым Робертом Гуком, который использовал его для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей.

Уже ХХ век вошел в историю как век стресса. Именно тогда его заметили, описали и обвинили в причинении огромного вреда человеческому организму. Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье. В 1936 году Г.Селье опубликовал результаты своих первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. Он вводил крысам гормоны, и те изменения, которые происходили в организме, были результатом реакции на эти внешние раздражения. Г.Селье назвал эти изменения стрессом. В 1977 году вышла книга Ганса Селье "Стресс без дистресса" - по признанию самого автора, его любимое детище, итог многолетних исследований и размышлений. К середине 80-х годов ХХ века большинство ученых согласились с определением стресса как состояния психического напряжения, возникающего у человека в экстремальных условиях.

Г.Селье описывал стресс как состояние напряжения, представляющее собой реакцию организма на любое направленное на него неблагоприятное воздействие. Эта реакция происходит автоматически, без наших усилий. Г.Селье впервые показал, что адаптационные ресурсы человека не безграничны, и в условиях длительного стресса неизбежно наступает их истощение.

Г.Селье описал два вида стресса: эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям (от греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress – напряжение).

Если ресурсов организма хватает для противодействия повышенным требованиям среды, то такой стресс называется стимулирующим, «хорошим», или эустрессом. Он оказывает положительное воздействие на организм, повышая его устойчивость к воздействию раздражителей. Спорт, походы, путешествия – все это варианты эустресса. Примером дистресса может являться напряжение, возникающее под воздействием мощных стрессовых факторов, в тяжелых жизненных ситуациях (смерть близких, тяжелая травма, болезнь и т.п.) [1]

Таким образом, причиной возникновения стрессамогут являться как неприятные, так и радостные события. Любое значительное изменение в обыденном течении жизни может вызвать стресс. Это происходит потому, что они часто нарушают привычный и удобный для нас порядок жизни, предлагая взамен новые, неизвестные ситуации. Даже факторы внешней среды – жара, влажность, беспорядок, шум, толпа, увеличивают чувство внутреннего напряжения и поэтому способствуют возникновению стресса. К сильным стрессорам относятся наши мысли и чувства. Нельзя недооценивать влияние того, что происходит «всего лишь» у нас в голове. Сегодня ученые склоняются к тому, что более 50 процентов всех болезней человека можно отнести на счет эмоционального стресса.

Рассмотрим, какие виды стресса характерны для современного человека.

1. Физический. Если организм человека попадает под воздействие внешних факторов, и они вызывают ожоги, отравления, травмы, заболевания, то проявляется физический стресс.

2. Эмоциональный стресс наблюдается тогда, когда на организм действуют психические факторы, вызывающие сильные эмоции. Такой стресс характерен на работе, в школе, при общении подчиненного с начальством, ученика с учителем.

3. Информационный стресс. Он возникает, когда человека подвергается информационной перегрузке. А в наше время это происходит практически ежедневно и наиболее опасно для детей, которые не могут ограничить и упорядочить выливающийся на них поток всевозможной информации.

4. Стресс бездеятельности. Появляется в том случае, когда человеку, привыкшему активно работать, оказывается нечего делать, им овладевает скука.

Стрессы отрицательно влияют на здоровье человека, вызывают многие недомогания и болезни: головную боль, мигрень, хронические боли в спине, язвы, астму, колиты, гипертонию и некоторые болезни сердца. Ученые отмечают, что рост некоторых заболеваний в современном обществе связан с возросшими эмоциональными перегрузками. Стресс снижает способность иммунной системы противостоять болезням и уменьшает эффективность работы внутренних органов. Люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции.

С доисторических времен люди жили под постоянной угрозой нападения. Древний человек, сталкиваясь с опасностью, должен был действовать мгновенно: нападать или убегать. На размышления времени у него не было. Это так называемый первобытный, физиологический стресс.

Современные люди испытывают намного большую стрессовую нагрузку, чем раньше, но ударить, убежать или накричать – сбросить возникшее напряжение, – не имеют возможности.

Неизрасходованная энергия остается в теле, вызывая дискомфорт, физическую боль, зажатость мышц. «А поскольку человек - система взаимосвязанная, то в результате напряжения сигналы от мозга к важным органам тела и обратно через зажатые мышечные зоны начинают проходить с трудом, также блокируются или неадекватно воспринимаются свои и чужие эмоции… Как давно уже доказано учеными, исследовавшими работу мозга, когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое, что страдает – мыслительная и творческая активность» [2].

 

2.              Учебный стресс, его причины.

Как уже отмечалось, по данным Института возрастной физиологии, более 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья, а к концу первого класса таких детей становится 60-70%. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза [3].

Значительную роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс.  Нужно отметить, что любой школьник может испытывать стрессовые ситуации помимо школы: в семье, переживать какие-либо события, происходящие в обществе.

 Школьная учеба – это постоянные контрольные работы, опросы, экзамены в 9-м и 11- м классах. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором, а экзамены часто накладываются на проблемы, связанные с подростковым возрастом. В этот период все обыденные школьные трудности ощущаются учащимся особенно остро. Внешне признаки учебного стресса почти всегда выражаются в тревожности, утомлении, обидчивости, раздражительности, уменьшении интереса к жизни, ослаблении защитных сил, ухудшении успеваемости, плохом поведении. Периоды выставления оценок, подготовки к экзаменам, контрольным работам, являются той частью школьной жизни, когда ученик подвергается наибольшему стрессовому воздействию и нуждается в помощи.

Одним из возможных вариантов поддержки учащихся в таких ситуациях является обучение детей справляться с негативными последствиями стресса при помощи упражнений образовательной кинесиологии.

В кинесиологии понятие «стресс» играет одну из ключевых ролей. Стресс разрушает хрупкое равновесие в функциональной системе «Человек». Кинесиологические упражнения помогают «перенастроить» негативное эмоциональное состояние человека в позитивное. При этом используется связь между мышцами и работой мозга. При возникновении стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

 

3. Понятие и история возникновения кинесиологии. Образовательная кинестетика. Мышечное тестирование.

Слово «кинесиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего «движение», и «логос» - наука.

Кинесиология – это наука о мышцах и мышечном движении. Есть и упрощенное определение: кинесиология - это наука о снятии напряжения. Действительно, с помощью кинесиологических упражнений можно снять внутренние напряжения: как мышечные, так и психические. Значит, кинесиология предназначена для снятия стрессов.

Кинесиология появилась на свет более 50 лет назад. В 1962 году мануальный терапевт и экс-главный врач Олимпийской сборной США Джордж Гудхарт пришел к выводу: информацию о состоянии здоровья можно получать из единственно полного и достоверного источника – самого организма. После 20 лет практики и наблюдений он выяснил, что все внутренние органы связаны с определенными мышцами. Если орган в порядке, мышца в нормальном тонусе. Когда появляется сбой, мышечный тонус ослабевает. Но достоверный диагноз – еще не все преимущества кинесиологии. Используя обратную связь и воздействуя определенным образом на тело, можно нормализовать и работу организма в целом. Гудхарт разработал свой собственный метод работы с мышцами и назвал его «прикладной кинесиологией» («applied kineziology»).

Основатели метода Кинесиология «Единый мозг» - американские ученые Гордон Стокс и Дэниел Уайтсайт (США), авторы ряда программ по оздоровлению человека. В 1972 году Стокс и Уайтсайд создали новое направление кинесиологии – концепцию «Три в одном» и разработали уникальный метод – «Единый мозг», рассматривая человека как единство трех взаимосвязанных свойств – тела, разума и духа.

С 1990 года кинесиология в западных странах стала неотъемлемой частью физического воспитания, спорта и спортивной медицины.

В России одним из ведущих врачей - кинезиологов, который успешно продвигает и использует этот метод, является Президент Ассоциации Профессиональных Кинезиологов Чобану Ирина Константиновна (5).

Широкое применение термина «кинесиология» в нашей стране началось в начале 1990-х годов.

С этого времени кинесиология уже довольно широко применяется врачами, остеопатами (мануальными терапевтами), физиотерапевтами, диетологами, педагогами.

В настоящее время существует несколько направлений кинесиологии, одно из которых - образовательная кинестетика. Образовательная кинесиология занимается связями «интеллект - тело». С помощью определенных упражнений координируется работа обоих полушарий мозга, включается совместное взаимодействие интеллекта и тела.

Система «Образовательной кинестетики», или «образовательной кинесиологии», разработана более 40 лет назад американским психологом Полом И. Деннисоном (Paul Dennison)¸ который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. В течение 20 лет Деннисон помогал детям и взрослым успешно справляться с трудностями обучения с помощью разработанной им «Гимнастики мозга».

Данный метод успешно применяется в сфере образования за рубежом. Оказывает положительное воздействие при сложностях в обучении, нарушении координации и т.д. Программы Образовательной кинестетики апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях (6).

В России она известна с начала 90-х годов, но не получила еще такого широкого развития, как за рубежом.

Когда мы находимся в стрессе, в нашем теле запускаются процессы, не поддающиеся нашему влиянию. Стресс мобилизует наши силы и наше тело.

Данный механизм достался нам по наследству. Когда нашим предкам, охотникам, угрожала опасность от животного, им приходилось либо с ним бороться, либо от него убегать. Современный же человек в стрессовой ситуации, как бы она ни выглядела, не может реализовать мобилизованные организмом силы на борьбу или бегство. Мы и не боремся, и не бежим. Если мы не расходуем эту энергию (например, выкладываясь в спортивном зале), наши мышцы остаются в напряжении. Мы зажаты, и через некоторое время у нас появляются боли в мышцах и суставах, появляются проблемы с давлением и сердцем, памятью, нарушается сон, возникает ощущение подавленности, слабости, вялости, ухудшается память и способность к обучению и т.п.

В кинесиологической практике существует интересный тест, подтверждающий данную мысль – «мышечное тестирование». С его помощью можно выявить ситуации, вызывающие у человека стресс и определить способы его нейтрализации.

Тестирование испытуемому должен проводить другой человек. Одну руку он кладет на плечо тестируемого, касаясь дельтовидной мышцы, а два пальца другой руки на предплечье противоположной руки тестируемого между запястьем локтем, затем легко нажимает на нее. Рука тестируемого в это время находится под прямым углом, он как бы сопротивляется ею. Проводящий тест называет ситуацию, например, «экзамен по математике». Далее оба человека делают одновременный выдох. Если данная ситуация вызывает у человека, которому проводят тест, стресс, то рука чуть ослабнет и сопротивление будет меньшим. Мышцы реагируют на то, что происходит в мозге. С помощью мышечного тестирования можно назначать упражнения «Гимнастики мозга». Тестирование проводится по той же схеме, только проводящий называет блок упражнений, например, «Упражнения, пересекающие среднюю линию тела». Если тест сильный, проводящий тест называет конкретные упражнения из «Гимнастики мозга» для их выбора.

 

4. «Гимнастика мозга»: упражнения основные и дополнительные

Многие упражнения в кинесиологии направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья, профилактику отклонений в развитии. Под влиянием кинесиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения и, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального равновесия, улучшается зрительно-моторная координация, развивается пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Проведем простой пример. В спокойном состоянии мы можем стоять на одной ноге довольно долго и устойчиво. А в стрессовом состоянии, при волнении, удержать равновесие становится практически невозможным – человек падает. Причина этого – разбалансированность.

Кинесиологические упражнения развивают чувство равновесия и координацию движений. Под их влиянием активнее формируется взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Это делает его работу более гармоничной.

Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных учебных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы и понимание написанного текста, понимание чисел, и, конечно, координация рука-глаз, отвечающая за устойчивое внимание при чтении и письме. Человек, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на эти простые действия намного больше времени.

Кинесиология предлагает эффективные упражнения на каждый день, которые не занимают много времени и способствуют снятию нервного напряжения, усталости; поднятия энергетики организма; восстановления работоспособности и продуктивности; для помощи себе в различных стрессовых ситуациях. Они не сложные и не требуют много времени и силы для выполнения. Доступны и взрослым, и детям. Эти упражнения можно делать во время приготовления уроков и в школе перед контрольными, экзаменами, ответственными выступлениями. Упражнения создают базу для хорошей работы вестибулярного аппарата и дают ощущение уверенности.

Также происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; формирование абстрактного мышления.

Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

В прикладной кинесиологии существует комплекс обязательных упражнений – «Ритмирование».

Первое и необходимое условие выполнение комплекса «Ритмирование» - это прием воды.

Вода - лучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для нормальной работы лимфатической системы, улучшает циркуляцию крови в организме, передачу информации в мозг. Обезвоживание вызывает снижение энергетического потенциала тела и усугубляет стрессовую реакцию. Важно пить воду перед началом и в процессе любой умственной деятельности. С приемом воды улучшаются абсолютно все учебные навыки, т.к. улучшается работа мозга. Особенно необходим прием воды перед контрольными и самостоятельными работами или в ситуациях возможного стресса.

Упражнение «Крюки Деннисона»

Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1.

Встать, скрестив ноги. Ступни должны опираться на пол. Вес распределен на обе ступни.

Вытянуть руки вперед на уровне груди ладонями наружу. Скрестить их, образуя замок ладонями.

Сгибая локти, вывернуть этот «замок» вовнутрь и прижать к груди.

Язык должен быть прижат к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх, но голова при этом не задирается. При желании глаза можно закрыть. Дыхание и тело расслаблены.

Часть 2.

Поставить ноги параллельно на небольшом расстоянии друг от друга.

Разомкнуть замок из ладошек и соединить кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой. Пальцы смотрят вниз чуть ниже пупка. Взгляд направлен вниз, язык остается по-прежнему на нёбе. Постоять нужное время.

Данное упражнение помогает лучше воспринимать информацию, сосредоточиться при выполнении контрольных работ, улучшает социальную адаптацию.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Встать прямо. Мысленно провести линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины.

1.              Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2.              Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3.              Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.

Упражнение желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, улучшает у детей навыки письма, слушания и усвоения информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. Упражнение «Перекрестные шаги» рекомендуется делать ежедневно.

Упражнение «Кнопки мозга»

1.              Встать удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

2.              Положить одну руку ладошкой на пупок.

3.              Вторую руку разместите под ключицами. Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые «кнопки мозга», воздействие на которые помогает сосредоточиться.

4.              Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.

После того как движения станут привычными, дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Если во время этого в шее чувствуются зажимы- глаза отвести в одну сторону. Голова при этом остается неподвижной.

5.              Поменять руки и повторить упражнение.

Это упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма (4).

Условия проведения: многие из упражнений можно выполнять как стоя, так и сидя, делать практически незаметно в классе перед контрольными или просто находясь в людном месте, таким образом, не мешая другим и не привлекая внимания. Но лучше, если комплекс упражнений проводится целенаправленно под руководством опытного специалиста или  самостоятельно в спокойной обстановке  ежедневно от 5–10 минут до 20–35 минут .  

Большинство учеников старших классов, которые регулярно занимались кинесиологическими упражнениями под нашим руководством, в начале каждого учебного дня  почувствовали улучшение в своем самочувствии уже после первой недели.

 

5. Результаты работы и вывод

Через 2 месяца после регулярных занятий с учащимися старших классов был  проведен повторный тест на уровень тревожности. Всеми школьниками, принимавшими участие в эксперименте, было отмечено, что выполнение упражнений приводило к снятию эмоционального напряжения. Влияние их на успеваемость не удалось отследить достоверно из-за небольшого срока эксперимента и трудностей самостоятельной оценки успеваемости. Однако половина испытуемых на занятиях упоминали о том, что они склонны связывать свои учебные достижения в текущем периоде с систематическим выполнением «Гимнастики мозга». Также всеми школьниками отмечена высокая эффективность упражнений в психологическом плане. Все участники не только были ориентированы на результат, но и получали удовольствие от самого процесса. По окончанию эксперимента продолжают самостоятельно выполнять «Ритмирование» и некоторые дополнительные упражнения, так как видят результат. Кинесиологические упражнения при их регулярном выполнении могут стать эффективным инструментом, помогающим в процессе обучения.

Вывод

Кинесиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.

Кинесиологическая гимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные изменения. Особенно актуально применение «Гимнастики мозга» у современных школьников в условиях учебного стресса. Несложный комплекс кинесиологических упражнений помогает школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно работать или учиться, выстраивать отношения с окружающими и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.

Привлекательность “Гимнастики мозга” состоит в её простоте и практичности. Человек может заниматься ею в любое время и в любом месте.

Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Они улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Образовательная кинестетика рекомендуется для школьников, которые желают улучшить качество своей жизни и получать удовольствие от общения, обучения, движения.

Выполнение кинесиологических упражнений в школе возможно как на предметных уроках, например, на уроках физической культуры, так и на специальных занятиях по кинесиологии, а также на переменах по типу «физкультминуток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Селье Ганс. Стресс без дистресса, - Москва, Прогресс, 1982

2. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология - Москва, Центр развития межличностных коммуникаций, 2011

3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005

4. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Проект центра развития межличностных коммуникаций «Школа без стресса», 2011

5. Чобану И.К. Что такое кинезиология? Москва, Российский Университет Дружбы Народов.

6. К. Ханнафорд. Мудрое движение, 1999 Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»