Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

 

Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье воспитанников во всём его комплексном проявлении – здоровье души и тела.

 К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

О целительной силе искусства известно с незапамятных времён. Тот факт, что музыка лечит, изменяет настроение, воздействует на наш организм – не вызывает сомнения и всё это существует с тех пор, как возникла музыка.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка, процессу музицирования отводится не маловажное значение. В связи с этим в дошкольном учреждении поставлены задачи:

1.                      Создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии,

2.                      Внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.

Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

2) как комплекс арт-терапевтических методик;

3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод.

Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) вокалотерапию ( лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями).

В связи с проблемой укрепления и сохранения здоровья перед нами ставится цель: активизировать методическую работу по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий, которая отражала бы эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении через: музыкотерапию, игротерапию, звукотерапию, ритмотерапию, вокалотерапию, сказкотерапию.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная. Религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру. На щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

     В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

Учитывая значение музыкотерапии в здоровьесбережении, предложено музыкальное произведение П.Чайковского «Песнь жаворонка», которое неторопливым темпом разряжает негативные эмоции, создает приятное настроение, повышает общий тонус организма, слушая музыку, дети начинают глубоко и спокойно дышать, мозг мобилизуется на творческую работу.

ЗВУКОТЕРАПИЯ

 Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основан на использовании звука в лечебных целях. Это один из самых распространенных и популярных видов терапии, помогающей не только справляться с жизненными трудностями, но и возобновлять жизненную энергию, успокаивать нервную систему, вносит гармонию в нашу жизнь, оказывать общее исцеляющее действие на организм человека является воздействие звуков.

Доказано, что при разговоре или пении всего лишь 20% всех звуков уходят во внешнюю среду, остальные 80% остаются в организме, поглощаются внутренними органами человека и производят вибрации.

Действительно, звук и здоровье тесно связаны между собой. В обиходе даже появилось новое слово - «ЗВУКОТЕРАПИЯ». Представьте себе, что человеческое тело - это арфа, имеющая много струн. Одни струны - физиология человека, другие - психология, третьи - его эмоции, опыт, ассоциации и т. д. При звукотерапии все они реагируют на звуки и дают положительный отклик. Частота звуковых волн и вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания.

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:Звук «И» заставляет вибрировать носоглотку и гортань, а также благотворно влияет на работу почек, прочищает нос и лечит глаза. Сочетание «О» и «И» полезно для сердца, звук «о-и-о-и» массирует сердце; звук «и-э-и» воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции: звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце. Все эти и многие другие звукосочетания основаны на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении.

Так, например, в чистоговорке «Ждали мы весну» дети упражняются со звуками «У», «А», «Э», «О»

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

    Лечебное пение или вокалотерапия - редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. 

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

Большое внимание в детском саду уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.     Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если дошкольник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

     Пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры.  Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Таким образом применяют:

-Интонационное приветствие, в котором применялись звуки О-И-Э. Они приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам настроиться на работу и направлены на укрепление здоровья ребенка.

-Пропевание русской народной песни «Кукушка»активизирует энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердцеЗвук «У» в сочетании «ку-ку» способствует вентиляции легких, укрепляет горло и голосовые связки. В пропевании песни «Мы сидели у окна» муз. Абеляна, звуки «А», «У», «И» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу оздоровления.

-Дыхательное упражнение способствует вентиляции легких и насыщению крови кислородом. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность и укрепляет мышцы губ, укрепляет мускулатуру языка и щек.

РИТМОТЕРАПИЯ

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора. Современные болгарские учены Л.Бонев, П.Слынчев, С.Т.Банков предполагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Они относят кинезитерапию к группе не специфически действующих терапевтических факторов. В результате различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Так использовали ритмический танец «Веселый жук», который способствует развитию внимания двигательной активности и общей моторики.

СКАЗКОТЕРАПИЯ -  является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкатерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Она предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.  Это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души детей мягче, отзывчивее, добрее.  Это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего.

Сказкотерапия, как здоровьезберегающая технология, интегрирует все технологии арт-педагогики для развития личности, ее творческих способностей и оздоровления. Проведённые исследования доказывают, что сказкотерапия развивает и раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость.

Для реализации сказкотерапии как здоровьезберегающей технологии разработан проект сказки «В гости к Весне», в которой интегрируются: рассказ, упражнение, игровая деятельность, показ, подражание, выразительное исполнение, тактильный метод.

ИГРОТЕРАПИЯ

Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.

В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс, совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо ситуации, поданной в игровой форме. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Педагог должен учесть желания каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра приносила детям радость.

Игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» (С.Л.Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. Основной признак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказки или притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более глубокого проживания ребёнком всего хода игры.

Выделяют два способа превращения обычной игротерапии в сказочную:

1)                      «Переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи.

2) игра придумывается к сказке. В зависимости от целей работы и проблем воспитанника, подбираются сказки и на основе их сюжета придумываются игры.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьезберегающие технологии, определяется не только качеством каждого из этих приемов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.  Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьезберегающей!

ЛИТЕРАТУРА:

·  И.Каплунова.И. Новоскольцева    Праздник каждый день.

(Конспекты музыкальных занятий с приложением СD). Старшая группа.

Санкт-Петербург изд. «Композитор» 2008.

·  М. Картушина Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003» 2009.

·  М. Картушина.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008

·  Л.Гераскина Ожидание чуда кн.2. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

·  Инновации в логопедическую практику (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений) Сост. О. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2008

·  О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.  Волгоград.  2010.

·  Н.И. Мыськова, Музицирование как фактор здоровьесбережения /Учебно-методическое пособие // Н.И.Мыськова, к.п.н., Тольятти, 2007.

·  О.Радынова Музыкальное развитие детей в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 1997

·  А.Лутошкин Методика эмоционально – цветовых аналогий. –

Журнал «Школьный психолог» 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»