Ступакова Людмила Владимировна
Важнейшими задачами физкультурного воспитания дошкольников является укрепление их здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребенка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности.
Повышенная двигательная активность (занятия физическими упражнениями, бегом, подвижными играми) способствует активизации всех основных физиологических функций организма, в том числе усиливается деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен веществ.
Функция дыхания претерпевает в течение дошкольного периода существенные изменения. Частота дыхания в возрасте 3 - 7 лет уменьшается на 15 % за счет увеличения глубины вдоха. Дыхательный объем за этот возрастной период увеличивается почти в два раза. Жизненная емкость легких, отражающая функцию внешнего дыхания, силу мышц грудной клетки, диафрагмы, брюшной стенки с возрастом увеличиваются у детей в 3 раза ( в среднем с 600 мл. до 2100 мл. с 3 до 7 лет ).
Однако, маленькие дети очень подвержены простудным заболеваниям, особенно с приходом холодов - поздней осенью, зимой, ранней весной. Львиная доля приходится на ОРЗ, а также связанных с этими заболеваниями различных осложнений - бронхитов, воспаления легких и среднего уха, коньюктивитов и т.д.
Статистика показывает, что почти 90% всех заболеваний в возрасте до 3- 4 лет составляют инфекции респираторной или дыхательной системы. Респираторные заболевания, особенно нижних дыхательных путей, в раннем детском возрасте должны привлекать самое пристальное внимание, и не только со стороны врачей, но и в первую очередь родителей, а у детей, посещающих дошкольное учреждение воспитателей и специалистов ДОУ. Ибо бронхит или воспаление в раннем детстве могут потом стать своеобразным плацдармом для формирования хранических заболеваний в более старшем возрасте. Не менее чем у 75 % часто и длительно болеющих детей выявляются различные аллергические диатезы (аллергические дерматиты и аллергические риноларинготрахеобронхиты, весенний поллиноз, пищевая и медикаментозная аллергия), которые у всех детей в свою очередь протекают на фоне различных нарушений желудочно -кишечного тракта и желчевыводящих путей.
В Кировском районе в дошкольных учреждениях создаются группы санаторного типа для детей часто и длительно болеющих - группы ЧДБ, в которых предусмотрена целая система оздоровления детей: усиленное питание, фототерапия, витаминотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. Поскольку в таких группах дети в основном часто болеющие ОРВИ, во время физкультурных занятий большее внимание следует уделять упражнениям, способствующим развитию органов дыхания и профилактике болезней.
Существует специальная группа дыхательных упражнений. Это гимнастические упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла как в сочетании с движениями туловища и конечностей, так и без этих движений. У детей с помощью дыхательных упражнений воспитывается и закрепляется навык полного рационального дыхания и сочетания дыхания и движения. К статическим дыхательным упражнениям относятся дыхательные движения, выполняемые с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, преимущественным усилием экскурсий грудной клетки или диафрагмы. Разновидностью статических дыхательных упражнений являются упражнения с сопротивлением дыханию, с произнесением звуков, с длительным и ступенчато длительным выдохом и т. д. К динамическим дыхательным упражнениям относятся различные сочетания дыхательных движений с движениями других сигментов тела. При этом движения подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Например, наклон туловища вперед сочетается с выдохом, выпрямление туловища - со вздохом. Динамические дыхательные упражнения могут быть подобраны и таким образом, чтобы обеспечить преимущественное участие в дыхательном акте того или иного отдела легких.
Ограничиваться только дыхательными упражнениями во время проведения занятий не следует, необходимо развивать и другие органы и системы организма маленького человека, а также развивать и основные виды движений.
Во время построения занятия необходимо учитывать физиологические и педагогические принципы. С точки зрения физических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. Ввод вводной части осуществляется подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая настроенность функциональных систем организма, обеспечивающих наилучшее воздействие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построения,перестроения, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определенного задачами занятия. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые детям, простые по выполнению упражнения - ходьба и её варианты, легкий бег, прыжки. С позиции физиологии мышечной деятельности, во вводной части занятия происходит врабатывание, то есть мобилизация (развертывание) вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата, создаётся их настроенность. Вводная часть занятия при правильной методике её проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшее взаимоотношение между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения.
В основной части решаются ведущие лечебно - воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии на весь организм ребенка и т.ч. и на определенные органы (в нашем случае - на органы дыхания). Для их реализации включаются как специальные. так и общеразвивающие физические упражнения. подвижные игры. На протяжении всей части поддерживается оптимальный уровень деятельности физических систем.
В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, соответствующему данному возрасту. Упражнения, используемые в этой части, должны способствовать ускорению процессов восстановления.
Таким образом в ходе занятия с использованием элементов лечебной физкультуры решаются как специальные, частные задачи, так и общефизиологическое воздействие на организм ребенка. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда общефизическое действие физических упражнений и двигательной активности обеспечивает реализацию энергетического правила скелетных мышц, т.е. стимуляцию обмена веществ, восстановление и закрепление двигательных навыков, необходимый уровень энергетических требований к физиологическим системам, их тренировку, обеспечивающую нормализацию функции роста и развития
Есть еще один очень важный момент в проведении занятий с использованием лечебной физкультуры - необходимо учить детей правильно дышать, т. е. дышать носом. Это весьма распространенный дефект в дошкольном возрасте. На него обращают мало внимания, но научить ребенка дышать правильно очень важно, так как от этого зависит физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Вредно дышать через рот потому, что воздуха в легкие попадает значительно меньше, работают лишь их верхние отделы и организм получает меньше кислорода. Во - вторых изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. кроме того ему становится труднее есть, прожевывать пищу, притупляется обоняние и пропадает аппетит, зубы постепенно искривляются, может развиться кариес. Но и это ещё не все. Вот почему такие дети раздражительны и плаксивы. Нередко у них появляется шум в ушах, ощущение тяжести в голове и даже приступы удушья, переходящие в астму.
Дыхание нужно тренировать или, иначе говоря, правильно его поставить овладеть им также как голосом. Необходимо использовать специальные упражнения, суть которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Ежедневная кропотливая работа воспитателя и инструктора по лечебной физкультуре, начатая с первых дней посещения ДОУ, повышает эффективность и позволяет заложить основы здорового образа жизни ребенка, что напрямую влияет на его жизнь в будущем.
Литература
1. Алексеева В.Г. Городская семья и воспитание личности. В кн.; Проблемы социологического изучения семьи. М.,1976 г.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 С.21-28.
3. Дубровина И.В. и Психология: Учеб. /И.В. Бубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М., 2003.
4.Изард К. Эмоции человека М.,2007. 8.Ковалько В.И. здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1-4 классы .М.:ВАКО,2007
5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячилетий.-М.,2001.
6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра « Начальная школа» М- 2006 № 6
7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.,2002.
8. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья.2000.Т.7№ 2 С.29-34.
9.Ткачева В.И..Играем каждый день //Методические рекомендации.-Мн.: НИО, 2001.
10. Фирсова М.В. ,Студенова Е.Г. теория социальной работы –М.: Академический проект ,2007-512 с.
11.Холостова Е.И.,Гуслякова Л.Г. Технологии социальной работы – М. Инфра -,2004-234С.
12. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение е журналу « Лицейское и гимназическое образование « М.-2006-№1 – (Серия педагогические советы»).