Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровый образ жизни залог успеха

Кузьменко Евгения Юрьевна,
Учитель математики ГБОУ СОШ № 514
Калининского района Санкт-Петербурга

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА культура здоровья, здоровьесбережение, подвижные и развивающие игры, конференция, практикум, педагогическая дискуссия, ролевые игры, индивидуальные тематические консультации.
 АННОТАЦИЯ
Предметом работы является формы и направления работы по формированию здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель работы анализ критериев эффективности совестной работы родителей и педагогов в области форсирования здорового образа жизни. В ходе работы конкретизированы понятия культура здоровья, здоровьесбережение, вредные привычки, виды взаимодействия педагога и родителя. Здоровый образ жизни совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности человека. Здоровый образ жизни - показатель уровня культуры человека и государства в целом. На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую актуальность данная проблема приобретает в специальных (коррекционных) школах, где обучаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, токсикомании и наркотиков. результатом работы является выявление эффективных форм работы родителей и педагогов. Выявленные формы можно использовать в деятельности классного руководителя. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки. Необходимо помнить, что здоровье это залог успеха жизни каждого человека.
 
Здоровый образ жизни  совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности человека. Здоровый образ жизни - показатель уровня культуры человека и государства в целом.
На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.  Получая образование в условиях специальных (коррекционных) учреждений и классов, дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с разнообразными проблемами – от трудностей в учении до личностных проблем.
Помимо проблем, связанных с получением образования, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы самореализации в других жизненных сферах. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач сбережения здоровья может помочь ребенку сохранить самое ценное - здоровье.
Основными направлениями занятий являются:
"Знания о здоровом образе жизни". Данное направление реализуется через беседы, игры которые закрепляют знания о здоровом образе жизни, развивают у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду, воспитывают интерес к здоровому образу жизни, вырабатывают потребность в поддержании собственного здоровья воспитывают стремление к здоровому образу жизни
"Культура здоровья". Реализация этого направления проходит через индивидуальные и коллективные беседы, дискуссии и консультации, формирующие умение содержать свое тело в чистоте, расширяют знания о средствах гигиены, воспитывают потребности к здоровому образу жизни, умение вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.
Одно из важнейших направлений работы с детьми из специальных коррекционных классов это "Профилактика вредных привычек". Обучающиеся данных классов воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Это направление решает следующие задачи: создать условия для формирования и развития способностей противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни; научить детей оценивать последствия своих действий; показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека, пропаганда здорового жизненного стиля; предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
Формирование здорового образа жизни невозможно без спорта, а это "Подвижные и развивающие игры". Преимущество подвижных и развивающих игр в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Данное направление более эффективно для обучающихся младшего и среднего звена. Реализация направления решает следующие задачи: формирование самостоятельности; повышение спортивного мастерства; воспитание чувства сплочённости, интереса к занятиям спорта
Последнее, но не менее важное направление это «Школа здоровья для родителей». Семья — это колыбель нравственности, воспитанности и образа жизни человечества. Работа социального педагога и классного руководителя направлена на укрепления сотрудничества с семьей. Комплексное воздействие на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни возможно при участии всех сторон образовательного процесса.
Ребенок растет и развивается в семье, получает знания, которые является основой формирования в детском сознании понимания окружающего пространства. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить.
В работе с родителями классный руководитель и социальный педагог реализует следующие цели:

  1. Просветительская.
  2. Консультативная.
  3. Коммуникативная.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
– сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к всему педагогическому коллективу;
– сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, рассматриваются совместно с педагогами, на собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции.
Готовясь к собранию, педагоги могут заранее передать родителям специальные анкеты, тесты. Можно прибегнуть к творческому домашнему заданию, сочинениям детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение часто имеет и форма приглашения родителей на собрание.
Виды родительских собраний, способствующих формированию ЗОЖ:
Конференция форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания детей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.
Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры - это коллективная творческая, деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.
Индивидуальные тематические консультации.
Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Другие формы работы с родителями:
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом или матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей. Здесь я бы посоветовала эффективно использовать возможности интернета, электронной почты.
Родительский комитет.
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей. Планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки. Для реализации взаимодействия с родителями при формировании у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ используем: технологии совместной проектной деятельности детей с ОВЗ, их родителей и педагогов; модификации технологии портфолио – проблемно ориентированные портфолио «Мое здоровье», «Физкультура – это здорово!», «Здоровый ребенок в семье»; тренинги по использованию в целях профилактики заболеваний детей физических упражнений, дыхательной и зрительной гимнастики, самомассажа, элементов детской йоги, разнообразных видов закаливания в рамках работы родительских клубов; выставки фотоматериалов, плакатов, коллективных рисунков и творческих работ.
Литература

  1. Борисов П.П. Компетентностно–деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1. – С. 58 – 61.
  2. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
  3. Оценка эффективности  реализации программы дополнительного  образования детей: компетентностный подход . под ред Радионовой Н.Ф., Катуновой М.Р.- СПб ГДТЮ., 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»