Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Формирование у школьников умения самостоятельно заниматься  физическими упражнениями

Смирнова Светлана Анатольевна,
преподаватель физической культуры
ГБОУ СОШ № 172 Санкт-Петербурга.

   В современном обществе уже все согласны с тем, что нужно повышать двигательную активность, улучшать двигательный режим наших школьников. Недостаток движений, особенно у детей и подростков ухудшает состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность. Физиологами, например, установлен факт снижения среднесуточного показателя уровня двигательной активности учеников  5-11 классов на 45-60% в сравнении с гигиенически необходимой нормой.

   Сейчас многие передовые педагоги, расширяя объём внеклассной работы по физическому воспитанию, в тоже время, уделяют особое внимание обучению детей на уроках самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Это наиболее трудная задача. Тем не менее, она представляется нам наиболее перспективной. Решение такой задачи способствует творческих возможностей учителей, поскольку требует особых методических знаний, глубокого понимания психологии детей и подростков, а так же умения применить свой опыт в конкретных условиях школы. Предложив педагогу определённое содержание обучения школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями и систему методических приёмов, можно будет решить этот вопрос последовательно и постепенно добиваясь активизации двигательного режима учащихся.

    Если рассматривать вопрос в общедидактическом аспекте, то следует сказать, что он не нов. Как правило, решается он в рамках проблемы активизации познавательной и учебной деятельности учащихся. Особенно широко его стали обсуждать в последнее время: «Объём необходимых человеку знаний резко и быстро возрастает. Уже невозможно сделать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания». Эта тенденция не могла не захватить и физическое воспитание.

    Для воздействия на ученика в соответствии с поставленными задачами и для достижения предусмотренного результата необходимо применить определённые средства. Здесь уместно применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения  Следовательно, что бы сформировать у школьников способность самостоятельно заниматься, важно обеспечить детей знаниями о своих возможностях, представления о соответствующих результатах направленного обучения и, наконец, практическими умениями решать поставленные задачи. В связи с такой постановкой вопроса, педагогу

важно знать: чем должен овладеть ученик и каким образом он с учителем будет решать поставленную задачу. Выделим основные аспекты педагогической деятельности при решении поставленных задач:

   Во-первых, чтобы обучить детей умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями, нужно знать какой в связи с этим материал мы должны дополнительно включить в уроки физической культуры. Здесь уместно напомнить, что уроки физической культуры богаты разнообразным и разнохарактерным содержанием. Это обстоятельство и позволяет сообщать ученикам о реакции их организма на те или иные нагрузки. Они важны не сами по себе, а в прямой связи с происходящими сдвигами в физической подготовленности школьников, совершенствовании их двигательных умений, ростом результатов.

   Во-вторых, нужно подумать о том, как ученик может осваивать умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Им определяются такие приёмы контроля и способы оценки результатов, которые соответствуют требованиям программы.

   В-третьих, нужно выяснить и определить какими методическими приёмами и учебными средствами учитель может добиться реальных успехов в процессе формирования у школьников умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Здесь и планирование соответствующего дидактического материала, и определение его места в уроке, и организация учебной работы, включая проверку и оценку успеваемости, и выбор средств и методов обучения.

   Цель  работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися  школы двигательных навыков. Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.

   Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
  2. Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
  3. Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
  4. Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.
  5. Достижение учащимися  методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.

Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:

  1. Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость - глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.
  2. В конце учебного года в 5-7 классах проводим тестирование  

 

Теоретическая контрольная работа по физической культуре.

Тема: «Общие понятия о физической культуре».

Актуальность предлагаемой темыобусловлена тем, что содержание физической культуры должно обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, использование физических упражнений для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья, двигательной подготовленности и культуры движения с целью дальнейшего личностного развития в условиях повседневной жизни.

Цель проведения: Формирование осознанных навыков и умений при организации и проведении занятий физической культуры в 5-7 классах.

Задачи:

1.Проверить уровень элементарных знаний о физической культуре и спорте.

2.Формирование знаний основных правил и требований занятий физической культурой на уроках и самостоятельно.

3.Повышение мотивации к занятиям физкультурой и спортом во внеурочное время.

4.Повышение уровня ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Форма проведения:тестирование.

Время проведения:в период с 10 по 20 апреля на классных часах.

Ответственные за проведение:учителя физической культуры и классные руководители 6-8 классов.

 

Теоретическая контрольная работа по физической культуре.

Тема: «Общие понятия о физической культуре».

Форма проведения:тестирование.

Дата проведения:  апрель     2011 г.

Ученика         «  » класса

                                                                              .

 

1.Что такое физическая культура?

А) Умение пробежать быстрее всех и подтягиваться больше всех.

Б) Хобби выходных дней.

В) Здоровый образ жизни.

Г) Набор доступных физических упражнений и видов спорта, направленных на укрепление здоровья.

2. В каком возрасте занимаются физической культурой?

А) От 1года до 16 лет.

Б)Всю жизнь.

В) От 16 лет до окончания института.

Г) Когда начал работать и до выхода на пенсию.

3. Что необходимо для занятий физкультурой?

А) Красивый спортивный костюм.

Б) Фитнесклуб.

В) Желание.

Г) Бассейн.

4. Кто может заниматься физической культурой?

А)Школьники и студенты.

Б)Умеющие бегать и плавать.

В) Любой человек, допущенный врачом.

Г) Зачисленный в спортивную школу или спортивное общество..

5. Чем занимаются на уроках физической культуры?

А) Играют в спортивные игры.

Б) Ходят на лыжах и плавают в бассейне.

В)Бегают, метают и прыгают.

Г) Лазают по канату и прыгают через гимнастического коня.

Д) Всеми доступными видами спорта и физическими упражнениями.

6. Чем отличается спорт и физическая культура?

А) Нагрузками и целью занятий.

Б) Возможностью и способностями.

В) Наличием спортивных сооружений и специального оборудования.

Г) Всеми вышеперечисленными пунктами.

7. Для чего занимаются физической культурой?

А) Для подготовки себя к службе в армии.

Б) Для укрепления своего здоровья и физических возможностей.

В) Приобрести навыки и умения для дальнейшей трудовой и жизненной деятельности.

Г) Чтобы быть самым сильным в школе.

Д) Все перечисленные пункты.

Е) Все перечисленные пункты, кроме «г».

8. Когда можно заниматься физической культурой?

А) Только летом и весной.

Б) Только осенью, весной и летом.

В) Только осенью и зимой.

Г) Круглый год.

Д) Только зимой и летом.

Е)Только летом.

9. Лучшее время суток для занятий физической культурой?

А) Ранее утро.

Б) Поздний вечер.

В) Дневное время.

Г) Круглые сутки.

10. Что относится к физической культуре?

А) Уроки физкультуры в школе.

Б) Утренняя зарядка.

В) Физкультурные минутки.

Г) Школьные соревнования.

Д) Только «А» и «Г».

Е) Все перечисленные пункты.

11. Какие бывают группы здоровья в школе?

А) Основная, подготовительная и специальная.

Б) Здоровая и частично освобождённые.

В) Сильная, средняя, слабая.

12. В чём занимаются на физкультуре?

А) В короткой спортивной форме.

Б) В длинной спортивной форме.

В) Какая есть в наличии.

Г) Зависит от места занятий и вида спорта.

Д) Форма не обязательна.

13. Что категорически нельзя делать при занятии физкультурой?

А) Выполнять упражнения и задания.

Б) Самостоятельно выполнять упражнения, не требующие помощи и страховки.

В) Разговаривать при выполнении упражнений, утолять жажду и голод.

Г) Выполнять лучше всех.

14. Что нужно делать при неудачном выполнении упражнения?

А) Попросить товарища выполнить за тебя.

Б) Не делать упражнения.

В) Попросить помощи у классного руководителя, родителей, товарищей.

Г) Тренироваться, исправлять ошибки с помощью преподавателя.

15. Основной успех при занятиях физической культурой заключается в…

А) Больше кушать.(Мясо, витамины, рыба, чипсы и т. д.)

Б) Заниматься как можно больше, невзирая даже на плохое самочувствие.

В) Соблюдение режима дня, медицинского контроля. Систематические занятия.

Г) Выполнять, что больше всего нравиться, смотреть спортивные соревнования и «болеть» за «Зенит».

 

 

№№ отв.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответы

г

б

в

в

д

г

е

г

в

е

а

г

в

г

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество набранных баллов:             .

Оценка:  __________

                                                Преподаватель:                                                                .

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»