Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающие технологии в освоении программы
«Спортивный туризм. Дистанции»
 

Поташева Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского ) творчества
Выборгского района Санкт-Петербурга


Главным средством предупреждения болезней является
гармоничное развитие духовных и физических сил человека.
Петр Францевич Лесгафт
На всех занятиях спортивным туризмом я стараюсь поддерживать и развивать три аспекта здоровья и благополучия:
Физическое – отсутствие болезни, возможность выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости.
Душевное (психоэмоциональное) – нравится самому себе таким, каков он есть, получать удовлетворение от своих достижений, делать выводы из своих неудач, ошибок
Социальное – умение ладить с другими людьми, уважать их нравы, умение оказать помощь другим, принять помощь самому, объяснить свои потребности понятно окружающим
Каким образом?
1.Основной принцип, который я для себя определила – НЕ НАВРЕДИТЬ!
2. Необходимое условие - наличие медицинского допуска к занятиям спортивным туризмом.
3. Дисциплина – необходима во избежание травм.
Начальная мотивация есть у каждого вступающего в объединение. Никого на занятия приходить мы не заставляем, каждое задание ребенок выполняет для себя, а не для педагога, не для родителей. Хочешь заниматься – выполняй задание, не выполняешь – отстраняешься от занятий. Задания доступные, но с постепенным, постоянным увеличением нагрузки.
Я внушаю детям информацию о том, что отстранение от тренировки – самое суровое наказание.
А самое ценное для всех – это жизнь и здоровье.
4. Гигиена – спортивная форма для занятий (к сожалению, нет душа после тренировок в зале).
Зато на выездных занятиях на природе в летнее время ежедневные водные процедуры – правило.
Закаливание с помощью воздействия всех природных условий: солнце, вода, холод. По возможности максимально заниматься активной деятельностью на свежем воздухе.
5. Общая физическая подготовка – самый большой по объему часов раздел программы, именно он позволяет
развивать физические силы – гармонично: постепенно, постоянно, осмысленно.
Принципиально отслеживать следующие моменты:
Выполняя упражнения, мы учим ребёнка отслеживать свои ощущения, пытаться понять, что происходит с его организмом
Знать цель выполнения конкретного упражнения
Постепенность увеличения нагрузки
Учим испытывать положительные эмоции от преодоления себя
Перед физическими нагрузками – обязательна разминка, объем и содержание которой, должны соответствовать последующим нагрузкам, после нагрузок - заминка, растяжка.
На выездных многодневных мероприятиях, будь то сборы или походы обязательна - утренняя зарядка, разминка.
6. Социализация на соревнованиях, тренировках, в походах происходит с опорой на потребности, присущих человеку. Это:
-потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);
-потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);
-потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия – в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).
На всех перечисленных мероприятиях неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, при разборе этих ситуаций и возникают дискуссии о выше перечисленных потребностях.
Например,
Группа первого года обучения (9-11 лет)
Перед первым походом, дети были предупреждены, что им предстоит пройти 7 км, развести костер, сварить суп. После чего будет обед, на котором они смогут поделиться с товарищами, взятыми из дома бутербродами. Причем собственные бутерброды – есть нельзя, это условие. Можно есть только те, которыми тебя угостили. До этого момента (а это учитывая дорогу 4 часа без еды, причем на свежем воздухе с интенсивной физической нагрузкой) ничего есть и пить мы не будем. Все достойно справились с этой задачей в походе. Отметили для себя, что никогда раньше не пили такого вкусного чая и не ели такого вкусного супа, оставшийся чай взяли в бутылках домой угостить родителей, но выпили на обратном пути в электричке.
Через три недели младшей группе в анкете был задан вопрос: «Должен ли человек испытывать в походе чувство голода, жажду, усталость?». 14 из 15-ти детей ответили на данный вопрос: НЕТ!!!, и только одна девочка, написала: «Может испытывать, но не должен ныть» - это говорит о том, что путь к осознанию за один поход не пройдешь, он долгий и трудный. Дойдут не все. А что с теми, кто после первого, второго, третьего похода - бросят заниматься. Те из них, с кем я общалась по прошествии лет, тоже с удовольствием вспоминают, пусть один, но пройденный ими поход.
На второй, третий год занятий дети, вспоминая пройденные ими испытания, отмечают, что самыми яркими из них остались наиболее тяжелые, проходившие при очень сложных погодных условиях. Эти испытания оцениваются справившимися с ними детьми, как наслаждение.
7. Природосообразность
«Куча-мала». Как щенята дети (от малышей до старших воспитанников) обожают возиться в тесном физическом контакте друг с другом, это им необходимо. Такое общение по моим наблюдениям очень действенно снимает физическое напряжение и реально оздоравливает закомплексованых детей, здоровым – также необходим тактильный контакт.
8. Теория
Изучение профилактики простудных заболеваний в теории и на практике.
Изучение правил безопасного автономного проживания в условиях многодневных пеших, водных, лыжных походов и практическое их прохождение.
Все это способствует формированию понимания того, что жизнь и здоровье – самое ценное, что имеем.
9. Спорт
Остается один каверзный вопрос. Спорт, соревновательная практика – способствуют ли они оздоровлению?
Сам Петр Францевич Лесгафт говорил, что спорт губит нашу молодежь, как азартные игры и вино.
Победы, поражения, путь к победе сопряжены с морем эмоций. Научиться управлять этими эмоциями, правильно ставить цель, уметь и проигрывать, и побеждать. Уметь оставаться по жизни друзьями, со своими соперниками. Это не простая задача.
Про весь вид спорта «Спортивный туризм» я сказать не могу, а вот в дисциплине «Дистанции пешеходные» большинство спортсменов, выросших на моих глазах – люди достойные, душевные, открытые и готовые помочь друг другу. Спорт их не испортил.
10. Накопленный опыт – в отчетах о походах (устных и письменных).
Пройденный поход — это подвиг по преодолению себя, осознать ценность полученного в походе опыта помогает составление, написание и последующая защита на городском конкурсе отчета о совершенном путешествии. Даже собственным родителям очень трудно рассказать о походе так, чтобы они (родители и первые слушатели) окунулись в атмосферу похода, вместе пережили эмоции, увидели глазами детей события похода. Совместное написание отчета помогает обличить в форму и сохранить бесценный опыт походов. Готовый  качественно написанный отчёт – это опыт, рекомендуемый к распространению, хранящийся в библиотеках маршрутно-квалификационных комиссий, востребованный теми, кто только планирует свои путешествия по нашим стопам.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»