Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие когнитивных способностей у детей,
имеющих особенности развития, через обучение
их ориентированию на местности

(из опыта работы)
Федорова Елена Олеговна,
учитель-дефектолога, учитель-логопед ГБДОУ 10
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Развитие когнитивных способностей у детей, имеющих особенности развития,
через обучение их ориентированию на местности »
Существуют виды спорта, для которых не важен возраст участников. Проводятся соревнования, в которых могут участвовать люди с различными группами здоровья. Есть специфические умения, которые применимы в повседневной жизни.
Всё вышесказанное можно применить к ориентированию. Есть люди, для которых спортивное ориентирование – это спорт, поддержание уровня своего здоровья и умение использования достаточно специфических навыков. Для кого-то ориентирование становится средством зарабатывания на жизнь, для некоторых оно сопоставимо с религией. Многие занимаются ориентированием, не уделяя ему слишком много места в своей жизни. Всё перечисленное позволяет позиционировать ориентирование как всевозрастное проведение досуга. Оно даёт возможность выехать на природу всей семьёй, от мала до велика, а при наличии желания и необходимой квалификации – принять участие в соревнованиях вплоть до международного уровня.
С какого возраста можно заниматься ориентированием? В семьях спортсменов-ориентировщиков есть примеры детей, которые раньше научились читать карту, чем выучили буквы. Какие предъявляются требования по здоровью? Трейл-ориентированием занимаются лица с ОВЗ. Можно ли заниматься ориентированием удалённо (по интернету)? Время самоизоляии показало – фотоориентирование позволяет поддерживать форму ориентировщика, не отходя от компьютера. Формы и виды ориентирования различны и вариативны. Каждый из нас занимается ориентированием, когда ему приходится искать незнакомый адрес. Можно считать ориентированием поиск предмета в комнате по описанию. А уж выход из леса по «народным приметам» - это безусловно, ориентирование.
Опираясь на собственный опыт работы с подростками, я решила построить систему обучения ориентированию детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития , РАС).
Этапы работы:
Подготовительная работа
  • развитие зрительного восприятия:
  • соотнесение предмета с его фото
  • соотнесение предмета с различными цветными изображениями
  • соотнесение предмета с черно-белыми изображениями
  • соотнесение вариантов наложенных изображений
  • развитие мышления
  • группировки предметов/изображений по общим свойствам
  • выделение лишнего предмета /изображения.
  • развитие пространственной ориентации
  • ориентация на листе
  • ориентация на плоскоти
Обучение ориентированию
  • ориентирование в пространстве группы :
  • игровая
  • игровая, спальня
  • игровая, спальня, раздевалка
  • ориентирование в пространстве детского сада
  • ориентирование на игровой площадке группы
  • ориентирование на территории детского сада
  • ориентирование в парке (участие в интерактивном фото-ориентировании «Парки и кварталы Выборгского района»
 
Рассмотрим подробнее этапы обучение ориентированию:
  • ориентирование в пространстве группы :
  • игровая
  • игровая, спальня
  • игровая, спальня, раздевалка
На начальном этапе я показывала детям предмет/игрушку, прятала (дети не видели куда), далее дети с использованием карты-схемы, на которой было нанесено изображение данного предмета/игрушки, искали данный предмет/игрушку.
Далее на карте-схеме изображение предмета/игрушки заменялось на условный знак.
На этом этапе уже использовалась карта-схема помещений. Она была выполнена в карандаше и представляла собой соориентированые прямоугольники/круги (в соответствии с формой мебели). Искомые предметы изображались в виде картинок. Для усложнения задания можно применять однотипные картинки игрушек разного цвета.
  • Ориентирование на территории детского сада также включало в себя работу со схемой и поиск заданного предмета. От ориентирования в группе оно отличалось большей площадью и разнообразием представленных условных знаков, что сразу вызвало больший интерес с возможностью более свободного перемещения. Тут же возникла и ожидаемая сложность. При самостоятельном выполнении задания мои воспитанники отвлекались на различные факторы и забывали о поставленной задаче. Стало понятно, что выпуск их на дистанцию без присмотра и сопровождения опасен. При этом основной задачей сопровождающего становится не решение задачи поиска ЗА воспитанника, а напоминание ему задания после отвлечения на другой раздражитель, контроль за соблюдением правил безопасного поведения.
  • Самым интересным приключением для ребят стало «настоящее» ориентирование по настоящей карте в «настоящем» лесу – в Шуваловском парке Санкт-Петербурга. Используя карту фотоориентирования, подготовленную Е. Н. Грошевой для семейных соревнований ЦФКСиЗ Выборгского района, дети вместе с родителями под нашим руководством, прошли дистанцию, выполняя вполне взрослые задания по поиску и идентификации мест. Проект «Инакор» - это интернет активное ориентирование в Выборгском районе. Эти многоэтапные, лично-командные (семейные) соревнования, проводятся в виде путешествия по паркам (кварталам) Выборгского района и прилегающим к району территориям, с использованием карт спортивного ориентирования и фотографий. Прохождение дистанции осуществляется по картам, в форме фото-ориентирования. Участникам необходимо идентифицировать точки, обозначенные в карте кружками и имеющим порядковые номера. Номер контрольного пункта (КП) написан со стороны, с которой сделана фотография. На каждом КП необходимо встать с той стороны, с которой написан номер КП, и сравнить (то, что вы видите) с представленными фотографиями в задании.  При этом необходимо помнить, что возможны лишние, ложные фотографии. Определив соответствие найденного пункта букве (значку) на совпадающей фотографии, нужно записать ответ. После прохождения всей дистанции собранные буквы надо выстроить в словосочетание, которое высылается как контроль прохождения организаторам. Разумеется, во время движения, необходимо соблюдение правил поведения в парках, на территориях жилых кварталов. Передвижение по запрещённым для преодоления территориям, шум, оставление мусора за собой  не допустимы.  Дистанцию ИНАКОР ориентирования можно проходить в любое удобное для вас время (после работы или в выходной день).
Во время работы с обучающимися я соблюла правила постепенного усложнения заданий и распределения нагрузок.
На завершающем этапе (ориентировании в Шуваловском парке) были привлечены родители воспитанников. Так как задания проекта «Инакор» не ориентированы на детей с ОВЗ я адаптировала условия –на фото были заменены буквы так, чтобы складывалось слово «ПОДАРОК», данное слово дети могли самостоятельно «собрать» из букв. Маршрут следования задавался мною-педагогом. На последнем этапе детей «ждал» сладкий приз.
Следует учитывать, что контингент участников составляли дети 5-7 лет с ОВЗ (задержкой психического развития , РАС) ГБДОУ №10 Выборгского района Санкт-Петербурга. Работа проводилась в течение двух лет с Детьми группы № 4 «Радуга» ГБДОУ №10 Выборгского района Санкт-Петербурга

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»