Здоровьесбережение в условиях
реализации ФГОС НОО ОВЗ
Зайцева Татьяна Валерьевна
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одна из актуальных проблем современного образования Проблема обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, затем получения профессионального образования, адаптацией в обществе.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна, поэтому были разработаны дифференцированные стандарты для каждой категории детей с ОВЗ - на практике обеспечивающие охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям. Федеральные государственные образовательные стандарты образования для обучающихся с ограниченными возможностями вступили в силу с 01.09.2016 года.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Наша школа реализует две адаптированные общеобразовательные программы: для детей с «Задержкой психического развития» (ЗПР) и «Тяжелым нарушением речи» (ТНР). Дети, поступающие в школу, испытывают трудности в обучении из-за недостатка внимания, недоразвития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низкого уровня учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвития отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубого недостатка речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.
Для реализации ФГОС НОО ОВЗ у нас создана здоровьесберегающая образовательная среда, которая позволяет в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям учащихся вышеуказанных категорий. Это подразумевает:
- создание безбарьерной среды, обеспечивающей безопасность учащихся;
- качественное медицинское обслуживание;
- высококвалифицированные педагогические кадры;
- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- организация и обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;
- материально-техническое обеспечение инклюзивного образования;
- информационные ресурсы;
- возможность дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития обучающихся и компенсации нарушенных функций в процессе обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными и групповыми (подгрупповыми) коррекционными занятиями. Сочетание этих занятий с обучением создаёт оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся с ОВЗ, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. Все общеобразовательные и коррекционные курсы подкрепляют и дополняют друг друга и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс.
Обучая детей с ОВЗ, мы всегда внимательно наблюдаем за учащимися. При первых же признаках усталости используем следующие педагогические приемы:
- для снятия нервного напряжения у детей расслабляем мышцы шеи, рук, ног с помощью упражнений «Воздушный шар». «Любопытная Варвара», «Слон», «Тишина», «Задуй свечу», «Муха» и др.;
- для развития эмоциональной сферы - упражнения «Хорошее настроение», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду», «Возьми и передай» и др.
- для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей - музыкально-ритмическую гимнастику и др.
С младшими школьниками мы проводим по две физкультминутки на одном занятии: для зрения и различных групп мышц. Также в своей работе используем элементы аутотренинга. Учащиеся нашей школы в течение всего учебно-воспитательного процесса находятся в ситуации здоровьесбережения. Весь педагогический коллектив работает над созданием благоприятных условий. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продемонстрировать свои успехи, получить новую информацию. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров.
Выше было сказано, что сохранение и укрепление физического и психического здоровья обеспечивают уроки с использованием валеологического аспекта. Так на уроках русского языка в 1 классе при изучении «вежливых слов» детям предлагается правильно списать с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, здравствуйте. Учитель, объясняя значения слов, отмечает, что когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, и предлагает всем вместе сказать: «Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!». На уроках окружающего мира при изучении раздела «Что и кто?» выявляются потенциально опасные предметы, разгадываются загадки о здоровье, закрепляются знания о правилах дорожного движения. Изучая тему «Что умеет компьютер», много внимания уделяется правилам работы за компьютером, влиянии его на общее состояние и зрение человека, безопасности выхода в сеть Интернета.
Мы пропагандируем здоровый образ жизни через тематические классные часы («Здоровье и здоровый образ жизни», «Режим дня, учебы и отдыха», «Личная гигиена», «Вредные привычки», «Чувства и эмоции человека», «Безопасность в доме, на улице, на дорогах», «Профилактика заболеваний» и др.) Организуем динамические перемены с проведением флеш-мобов и игры в настольный теннис. Также наши ученики выполняют проектные и творческие работы, посвящённые теме здоровья, например, «Здоровье – это…», «Знаешь ли ты правила дорожного движения?».
Итак, все технологии, методы и формы обучения и воспитания детей основываются на принципах: не нанесения вреда; непрерывности и преемственности; соответствии содержания, объёма и сложности материала возрастным особенностям учащихся; активности и создания ситуации успеха; учет влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса; единство в действиях педагогов, психолога и врача. Все это повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ, способствует сохранению здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992. - № 1. С.24-28.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.
- Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
- ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.