Формирование у детей старшего дошкольного
возраста представлений о здоровом образе жизни
Дружинкина Лариса Владимировна
Здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка.
В последние годы проблема воспитания личного внимания каждого человека к здоровому образу жизни (ЗОЖ) особенно актуальна, так как наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, но особенно детей дошкольного и школьного возраста.
53 %, это более половины детей младшего школьного возраста имеют ослабленное здоровье (по данным Минздравсоцразвития России).
В государственном образовательном стандарте сказано, что реализация основной образовательной программы дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования обеспечивает преемственность и направлена на решение главной задачи- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. ЗОЖ – это не просто совокупность освоенных познаний, а стиль существования, адекватное поведение в разных ситуациях. Отношение детей к здоровью непосредственно находится во взаимосвязи сформированности в его сознании этого понятия.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни предполагают :
- содействие полноценному физическому развитию детей (обеспечение безопасности жизнедеятельности, соблюдение гигиенических норм и правил; предупреждение детских заболеваний; систематическое проведение оздоровительных мероприятий; формирование гармоничного телосложения и правильной осанки; удовлетворение потребности каждого в двигательной активности; создание атмосферы психологического комфорта; выявление динамики состояния здоровья и физического развития ребенка);
- формирование привычки к здоровому образу жизни (обеспечение рационального режима дня, сбалансированного питания, обязательного дневного сна; реализацию гибкого подхода к организации всех режимных моментов; систематическое проведение закаливания; обучение простейшим гигиеническим и бытовым действиям; расширение знаний об основах безопасности в разных условиях; объединение усилий медико-психологического персонала и родителей для формирования у детей предпосылок к здоровому образу жизни);
Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Так же следует отметить, что особо важное значение в процессе формирования здорового образа жизни детей играют родители и семья. В законе об образовании сказано, что родитель является первым педагогом своего ребенка. Если в семье родители пропагандируют здоровый образ жизни, то ребенок будет расти крепким, уверенным в себе и,как следствие, успешным в жизни. Только в комплексе и в полном взаимодействии и взаимопонимании между педагогами и родителями можно добиться положительного результата.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.