Инициатива педагога по укреплению здоровья детей
Матвеева Ольга Вячеславовна,
ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»
Одному древнему философу задали вопрос: «Что является ценным для человека – богатство или слава?» И он ответил так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
Что же такое здоровье?
«Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений».
Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения.
В начальной школе стали традиционными уроки здоровья, на которых у обучающихся формируется:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии физического и нравственного (душевного) здоровья человека;
- элементарное понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Уроки здоровья могут быть проведены в рамках классного часа или вынесены на внеурочную деятельность.
Темы занятий:
1 класс
- Вода и мыло – наши друзья.
- Твой внешний вид.
- Вреден полумрак.
- Чтобы зубы были здоровыми.
- Каша – пища наша. Полезные и не очень продукты питания.
- Твой режим дня.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся!
- Осанка – стройная спина!
- Как не заболеть, когда другие болеют.
- Заболел – лечись.
- Витамины впрок.
- Растения лечат.
- Зависимость (компьютер, телевизор, сладости и т.д.)
- Вредные привычки. Курение.
- Вредные привычки. Алкоголь. Наркотическая зависимость.
- Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся.
Долг родителей и педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В статье 38 Конституции говорится:
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».
А статья 63 Семейного кодекса РФ звучит так:
«Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».
Мероприятия для сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей:
- родительские собрания
- консультации («Профилактика нарушения осанки у детей младшего школьного возраста», «Здоровьесберегающая среда в школе»)
- конкурсы рисунков, поделок. («Здоровье глазами ребёнка»)
Тематика родительских собраний:
1 класс
1. Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2 класс
1. Поговорим о правильном питании.
2. Режим дня школьника, его роль.
3 класс
1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
4 класс
1. Телевизор в жизни семьи.
2. Эмоции положительные и отрицательные.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Среди современных здоровьесберегающих технологий можно отметить:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- стретчинг,
- ритмопластика,
- динамические паузы,
- подвижные и спортивные игры,
- релаксация,
- технологии эстетической направленности,
- гимнастика пальчиковая,
- гимнастика для глаз,
- гимнастика дыхательная.
- игротренинги и игротерапия,
- коммуникативные игры,
- самомассаж,
- точечный самомассаж.
- технологии музыкального воздействия,
- сказкотерапия,
- технологии воздействия цветом,
- технологии коррекции поведения,
- психогимнастика,
- фонетическая и логопедическая ритмика.
Работая с первоклассниками на уроках обучения грамоте и письму, я часто использую гимнастику для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.
Также на уроках мы с ребятами регулярно занимаемся дыхательной гимнастикой. Этот вид занятий позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он без труда сможет собой управлять. Уметь правильно дышать — это значит улучшить работу сердца, пищеварительного тракта, мозгового кровообращения, успокоить нервы. Вот некоторые упражнения:
Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.
Ныряние.
Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.
Шарик.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Упражнение способствует улучшению работы легких.
Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.
После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
- Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
- Трушкина Л.Ю. Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002