Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оптимизация двигательной активности детей
младшего возраста в течении дня
 

Дегтяренко Ольга Викторовна
  обоснование
Маленький человек — деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Ведь первые представления о мире приходят к ребенку через движения и чем разнообразнее эти движения, тем больше информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее и полноценнее он развивается.
 Поэтому для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
 
АКТУАЛЬНОСТЬ данной проблемы определяется  противоречием
между неосознанным стремлением младших дошкольников к реализации потребности в двигательной активности с одной стороны  и вынужденным ограничением двигательной активности – с другой.
Причины ограничений двигательной активности:
  • Наличие адаптационного периода в младшем дошкольном возрасте;  
  • Неумение младших дошкольников организовать свою деятельность;
  • Желание воспитателя привлечь младших дошкольников к спокойным интеллектуальным играм.  
стратегическая Цель   - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании младших дошкольников посредством оптимизации их двигательной активности. 
задачи конкретного периода: 
  • Оптимизация двигательной активности младших дошкольников путем введения вариативных форм физического воспитания;
  • поиск эмоционально- привлекательного содержания  для детей форм двигательной активности;  
  • формирование умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей, творческое использование в самостоятельной двигательной деятельности.  
условия:
  1. Двигательная активность должна быть целенаправленной;
  2. Двигательная активность должна соответствовать опыту, интересам и желаниям детей;
  3. Двигательная активность должна соответствовать функциональным возможностям организма ребенка.  
содержание  деятельности
Этапы и сроки реализации:
 I этап – подготовительный,
II этап – практический, 
III этап – заключительный . 
I Этап – подготовительный
  1. Изучение понятий, касающихся темы;
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по физическому развитию и здоровьесбережению;
  3. Организация физкультурно-оздоровительной среды;
  4. Мониторинг физической подготовленности детей;
  5. Анализ полученных результатов,  выводы;
  6. Планирование форм и методов оптимизации двигательной активности;                      
                     II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
  1. Введение вариативных форм физического воспитания, направленных на стимулирование познавательной и двигательной активности;
  2. Включение в образовательный процесс интегративных форм занятий: игры-путешествия, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры, сюжетно-дидактические игры;
  3. Включение блоков занятий, объединенных единым сюжетом;
  4. Использование малых форм фольклорного жанра. 
III этап - заключительный
Мониторинг
КОММЕНТАРИЙ  К РАБОТЕ:     
       На своём опыте я убедилась, что одним из трудных моментов организации жизни и быта детей в дошкольном учреждении является адаптационный период пребывания ребёнка в детском саду. Я заметила, что, если ребёнок много двигается, привыкание его к новой обстановке значительно облегчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать. Поэтому в утренние часы и в свободное от занятий время я стараюсь создавать условия для активной двигательной деятельности. Использую много хороводов, игр-забав, игр-приветствий. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие, разумное послушание. Малыши очень любят подвижные игры, которые провожу по утрам и предлагаю детям разные варианты проведения одной и той же игры. Я использую физкультурно-игровую среду в группе. Однообразие обстановки и движений недопустимо в группах младшего дошкольного возраста, так как в этом случае задерживается их физическое и общее развитие. Чувство «мышечной радости», испытанное ребёнком в процессе активной двигательной деятельности, сопровождает его весь день.      
          Проработав много лет педагогом: учителем, воспитателем, физкультурным инструктором, я не понаслышке знаю, как любят дети, когда зарядка или любая физминутка (движение) превращается в маленькое приключение или сказочное путешествие, когда знакомая сказка или история вдруг открывается с другой стороны. Дети начинают не просто хорошо выполнять упражнения,  в их глазах зажигаются маленькие искорки! И тут уже самые нерадивые и грустные детишки включаются в занятие, превращаются в настоящих артистов.  Да и как же иначе? Ведь они не просто выполняют наклоны, а рубят дрова для избушки, не бегут, а едут на машине. Они даже не замечают, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют и в процессе игры укрепляют свой организм. 
            А какая же сказка может существовать без музыки? Ведь еще древние философы   отмечали огромные возможности для воспитания души и тела,  заложенные в синтезе музыки и пластики.  Современные теоретики и практики педагогики доказали актуальность этой идеи: в музыкально-ритмической деятельности наиболее комфортно и привлекательно для детей происходит целостное развитие личности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие творческого потенциала. 
            И, конечно же, наше увлекательное сказочное путешествие в мир движений не может состояться без СЛОВА. Коррекционные упражнения по развитию речи, предлагаемые  детям в игровой форме, всегда эффективны в  использовании  на физкультурных  и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, во время  различных физминуток, в свободной игровой деятельности детей, на прогулках, на праздниках и развлечениях.
            Включение в разные виды занятий  стихотворений, считалок, загадок способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. В самом тексте речевых игр может  быть заложено содержание разных двигательных действий.
            Такое  содержание интересно и увлекательно представлено в пальчиковых играх. Исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской  речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму. Развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить ребенка.
            Ритм  объединяет и движения, и музыку, и слово. Вообще вся наша жизнь подчинена его величеству — ритму.  Как только нарушается  наш жизненный ритм — нарушается целостность нашего физического и психического здоровья.  И во многом  оно зависит от правильного дыхания.  Мы дышим и даже не замечаем того, что дыхание подчинено определенному ритму.  Нарушать его — недопустимо. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
            А элементы театрализации в сочетании с музыкой и активным движением являются профилактикой психических заболеваний (негативных эмоциональных состояний).  Все виды профилактической гимнастики важно  использовать в любую свободную минутку во благо ребенка. Желательно, чтобы такие «минутки здоровья» всегда сопровождались   легко запоминающимися стихами. 
ВЫВОДЫ:    
Длительные наблюдения и работа при оптимальном режиме двигательной активности дали положительную динамику состояния здоровья.  Снизилось количество случаев простудных заболеваний в 1.5 раза.  Повысилась речевая активность детей за счет включения в разные виды занятий стихотворений, считалок, загадок и коррекционных упражнений по развитию речи. 
     У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением. Эти дети стали более спокойными и уравновешенными. У малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также интерес к физическим упражнениям и желание участвовать в коллективных играх. Адаптация к дошкольному учреждению проходит намного легче, повышается уровень адаптивности ребёнка к ДОУ. В связи с этим был разработан режим двигательной активности в течение дня в моей группе. Это позволило увеличить двигательную активность детей за весь день.
     Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приёмы, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психоэмоциональное развитие и поведение детей, реализуют потребность детей в движении. 
    Представленные формы взаимодействия с детьми помогают детям и мне приблизиться к празднику  каждого момента общения. Ведь здесь есть все, что нравится детям: движение, музыка, слово, игра... Все эти виды деятельности взаимосвязаны и образуют блоки занятий, объединенных единым сюжетом.
            Подобный подход к организации двигательной активности не нов. Но каждый педагог — творческая, уникальная личность, со своими особенностями, «сильными» и «слабыми» профессиональными качествами. Поэтому, естественно, что каждый использует один и тот же прием по- своему, не так, как другой, но наиболее эффективным и оптимальным будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысленно  и проанализировано, опробировано на практике работы с детьми.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»