Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационная деятельность как путь к формированию
здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Innovative activity as a way to form a healthy and safe image the lives of students
 
Романцова Нина Михайловна, методист
Шебекинского межмуниципального
методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»,
г. Шебекино Белгородской области, Россия
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранению и укреплению здорового и безопасного образа жизни обучающихся, мотивам стиля здорового образа жизни.
Ключевые слова: инновационные технологии; современный педагог; здоровьесберегающие образовательные технологии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Annotation: The article is devoted to the urgent problem of preserving and strengthening a healthy and safe lifestyle of students, the motives of a healthy lifestyle style.
Keywords: innovative technologies; modern teacher; health-saving educational technologies; formation of a healthy and safe lifestyle culture.
 
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни является одной из важнейших в системе воспитания и обучения в современной школе. В настоящий момент в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями
в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение, применительно к педагогическому процессу – это введение нового во все компоненты педагогической системы – цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение. Инновационный подход к обучению и воспитанию означает введение
 и использование педагогических инноваций, в реализации которых, огромную роль играет современный учитель. [1]  Главная цель инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности, переключение его
 с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. [2]. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательной деятельности на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Говоря об инновационной педагогической деятельности, необходимо отметить следующие важные параметры:
- инновационной педагогической деятельностью можно считать только реальную работу педагогов, связанных с системой образования (дошкольного, школьного, дополнительного);
- инновационная педагогическая деятельность существовала всегда, поскольку
 на любом этапе развития общества возникала потребность в обновлении существующей педагогической практики в соответствии с требованиями времени;
- инновационная педагогическая деятельность выявляется только при сравнении
с деятельностью традиционной (массовой) – педагогической практикой, характерной для большинства педагогов данного исторического этапа развития образования;
- со временем происходит «старение» инновационной педагогической деятельности, т.е. ее слияние с традиционной практикой.
Главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят
от инновационного потенциала педагога. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. Главным результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение
 и распространением передового опыта. [3].
Рассматривая инновационную деятельность как путь к формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся, то стратегической целью образовательных учреждений образования должно стать создание среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению
у обучающихся, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей стрессоустойчивость обучающихся.
Круг ценностных ориентаций и мотивов обучающихся для приобщения
к занятиям физической культуры и спортом достаточно широк и разнообразен. Например, это могут быть ориентации на главную ценность человека
– здоровье. Профилактика и лечение заболеваний, физическую рекреацию
 и приятное времяпрепровождение, на здоровый образ жизни, на развитие физических качеств и красивое телосложение, на получение положительных эмоций, на возможность личных достижений и удовлетворения своего честолюбия, на закалку характера и желание испытать себя, самоутвердиться
и самосовершенствоваться. [4]. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базироваться на двух важных принципах
– возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную направленность, по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.
Если рассматривать использование здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) педагогом на уроке и при проведении
организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья обучающихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется
за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу «основы анатомии, физиологии и медицинских знаний». Поэтому выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание
у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих,
его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье
как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда
в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. [5].
Неотъемлемой часть формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся, также является формирование культуры безопасного образа жизни. «Наши граждане должны четко знать, как вести себя
 в чрезвычайной ситуации. Знать уже со школьной скамьи. Поэтому одной
из важнейших задач – это развитее самой культуры безопасности населения» (Президент России В.Путин) [6].В течение последних лет последовательно были утверждены и обновлены Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) НОО, ООО, СОО четко прослеживается серьезное отношение
к вопросам здоровья и безопасности. Стандарт определяет здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление
и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности школы. ФГОС ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ).
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что самое дорогое
у человека - это жизнь. Главное в жизни - здоровье. Заботясь о своем здоровье,
мы заботимся о будущих поколениях. И можно сделать следующие выводы:
- опережающее информирование подростков по формированию здорового образа жизни, на основании которого у них формируется свое отношение
к существующим проблемам - основной этап процесса позитивного изменения
в обществе; - отношение формирует убеждения - более устойчивые личностные образования, которые позволяют критически оценивать поступающую информацию и определяют поведение подростка в определенной ситуации.
В учебных заведениях следует составлять программы по пропаганде здорового образа жизни, где должны быть затронуты психологические или философские проблемы (ценности, поведение, переживания, настроение, смысл жизни и др.),
а также сделан акцент на формирование мотивации к сохранению здоровья. Необходимым элементом программы должен быть заложенный в ней механизм оценки эффективности. Чтобы повысить эффективность профилактической работы, связанной с неправильным образом жизни, нужно обязательно вовлекать родителей в проводимые профилактические мероприятия. Родители должны быть союзниками педагогов и специалистов по созданию у подростков осознанной мотивации на сохранение ребенка. Педагогам в своей работе нужно использовать различные интерактивные формы: ролевые игры, мозговые штурмы, дискуссии, моделирование ситуаций, пресс-конференции, деловые игры, дебаты. Таким образом, формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией
и преодолением сторон, связанных с жизненными ситуациями. Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные
и этические ценности человека, где большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы и особое место отводить соблюдению распорядка дня, рациональному питанию, искоренению вредных привычек, оптимальному двигательному режиму, физическим упражнениям. Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения определенных условий образовательными учреждениями. Обеспечение безопасности образовательного процесса требует комплексности, системности, четкости и регулярности вышеперечисленных мероприятий,
- от этого зависит их эффективность. Культура безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений это часть базовой культуры, интегральное качество личности, включающее в себя
мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой
и операционно-деятельностный компоненты. Эти компоненты отражают готовность к безопасному типу поведения, здоровому образу жизни
в самостоятельной взрослой жизни и профессиональной деятельности, составляют основу культурологического и практического аспектов этой деятельности и концентрируют в себе главные элементы понятийной составляющей культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Все компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности взаимосвязаны.
Список литературы:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010,
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность
М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.
4. Иргашева, И. А. Использование здоровьесберегающих технологий
в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 595-598.
5. Шевчик, Т. Начальная школа: опыт здоровьесбережения / Т. Шевчик,
Н. Волкова. – Текст: непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2020. – № 11. – С. 26-30. – ISSN 0868-488X.
6. Выступление Президента Российской Федерации  В. Путина на торжественном собрании МЧС (дата обращения: 10.12.2013 г.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»