Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии

Хужаберганова Юлия Сергеевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 525
с углубленным изучением английского
языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко
Московского района Санкт-Петербурга
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья, и особенно, подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и пет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Молодёжь не всегда может противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Понятие "здоровый образ жизни" однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровье – непременное условие счастья. Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: "здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни". 
· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
· отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
 · движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
· закаливание; На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
· Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
· Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
· Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
· социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
 · личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это – характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.
В основы здорового образа жизни входит множество аспектов таких как:
1) Соблюдение режима труда и отдыха;
2) Правильное питание;
3) Соблюдение правил гигиены;
 4) Отказ от вредных привычек;
5) Физические упражнения;
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья. Здоровьесберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровьесбережения), содержание и здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Технология — это прежде всего системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько хорошо при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям (ЗТ) выгляди так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы па здоровье учащихся и необходимости ее разрешения;
2) признание своей ответственности учителями за неблагополучное состояние здоровья школьников;
3) овладение педагогами необходимыми здоровьесберегающими здоровьеформирующими технологиями (обретение компетенций);
 4) реализация полученных знаний на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, психологами, родителями.
 Здоровьесберегающая деятельность в школе включает в себя:
• диспансеризацию;
• вакцинацию;
• мониторинги состояния здоровья школьников;
• дни здоровья;
• дни семьи;
• школьные спортивные праздники;
 • беседы о здоровье с учащимися и родителями;
 • лекции для родителей; • семинары для учителей;
• занятия с инструктором ЛФК;
• массаж для детей «групп риска»;
• психологическую поддержку для всех участников образовательного процесса.
 ЦЕЛЬ здоровьесберегающей деятельности — сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся. Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровление учащихся; Основной задачей здоровьесберегающей деятельности является формирование у учащихся представления о:
 • позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• правильном (рациональном) питании, режиме, о полезных продуктах;
 • рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
Учащимся также необходимо дать представление о:
• негативных факторах (с учетом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.);
 • существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
 • влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач... Учащихся нужно научить:
• составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
 • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации). У детей должны быть сформированы:
 • навыки позитивного коммуникативного общения;
• представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:  Здоровье человека – важнейший фактор его долголетия и благополучия. Здоровье требует постоянной работы над собой и своими привычками. Для его сохранения на долгие годы необходимо сформировать здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни каждого человека происходит с опорой на тот режим труда и отдыха, который навязан учебой, профессией или просто привычками. В последние годы значительно вырос интерес к формированию здорового образа жизни начиная с детского возраста. Формирование здорового образа жизни – процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе преодоления вредных привычек и воспитания у себя стремления к физической и социальной активности, правильному питанию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»