Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста
Максимова Елена Николаевна
Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и воздействий на здоровье человека. Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. Главная задача по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Мы,педагоги, должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста-это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов: -биологического -психического -социального.Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:
-утренняя гимнастика
-коррегирующая гимнастика после сна
-спортивные игры
-подвижные игры на прогулке.
Укрепление здоровья, закаливание организма, проходит оздоровительные работы
-дыхательная гимнастика
-коррегирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).
Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей;
-игровые
-сюжетные
-прогулка поход
-эстафеты-соревнования.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и главное родители. Именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненых интересов на здоровый образ жизни. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка, отобрать современные программы. Основные компоненты здорового образа жизни: -Рациональный режим -правильное питание Рациональная двигательная активность закаливание организма. ЗОЖ создаёт у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов. Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими. В детском саду, накопили богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребёнок должен понять, что нет ничего цение здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за своё здоровье. Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни-очень трудный:адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку ещё не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребёнок усвоил, что в его теле нет органов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Правила личной гигиены;
1.уметь жить по режиму дня;
2.уметь вести себя дома, на улице, с учётом технике безопасности;
3. Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
4. Знать правила питания;
5.понимать что опасно, а что полезно. Ребёнка нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша, потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребёнке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Общеприучено, что фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма. Будьте здоровы.