Методическая разработка. Игра-путешествие
Здоровый образ жизни
Климаненко Галина Михайловна,
воспитатель ГПД ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГПД ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность выбранной темы
На развитие младших школьников значительно влияет социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди, с которыми им приходится сталкиваться.
Для ребенка содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах – духовном, психическом, физическом является высшей социальной ценностью государства. Поэтому с самого раннего детства необходимо формировать у детей ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. «Врачи лечат болезни, а здоровье надо добывать самому». Так сказал наш великий соотечественник Николай Амосов, врач, академик, гордость нашей медицины.
Здоровье обеспечивается хорошими гигиеническими условиями, рациональным режимом, труда, отдыха и учебы, двигательной активностью, пребыванием на свежем воздухе, благоприятным психологическим климатом, полноценным питанием, профилактикой курения, алкоголизма, СПИДа и ПАВ.
Детство для радости, игр, развлечений, но именно в этот период формируется образ и закладывается фундамент будущего. Именно в детстве формируются привычки правильно думать о здоровье и правильно жить, чтобы быть здоровым.
Однако человек не рождается с такими качествами. Они формируются в процессе деятельности и общения.
В связи с эти данная тема особенно актуальна для воспитателя группы продленного дня в начальной школе.
Идея
В условиях школьного обучения необходимо формировать философию здоровья.
Именно она будет способствовать становлению субъекта здоровьесберегающего и здоровьесозидающего поведения.
Цель:
формирование философии здоровья: сделать все возможное, чтобы здоровье для ребенка стало базовой ценностью, а здоровьесберегающее поведение – личностным смыслом.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни
- формирования у обучающихся убеждения о пользе здорового образа жизни
- определения условий сохранения здоровья
- профилактика вредных привычек и злоупотребления ПАВ
Траектория развития субъекта здоровьесозидающей деятельности и поведения проходит через переживания удовольствия от двигательной активности к формированию образов здоровья, к познанию норм и эталонов здоровья, а от них к осознанию смысла для себя здорового образа жизни.
Форма проведения
Игра – путешествие по станциям выбрана с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, их здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Подготовка мероприятия
- Карточки - названия станции (Приложение 1 )
«Анаграммы»
«Спортивная»
«Витаминка»
«ЗОЖ»
- Разрезные карточки с пословицами (Приложение 2).
- Карточки с анаграммами (Приложение 3).
- Карта путешествия; (Приложение 4)
- Разрезное панно( вредные и полезные продукты); (Приложение 5)
- Режим дня; (Приложение 6)
- Игрушки (фрукты и овощи); (Приложение 7)
- Лэпбуки; (Приложение 8)
- Журнал «ЗОЖ» (доклады и рисунки детей) (Приложение 9)
- Стенгазета с кроссвордами о ЗОЖ. (Приложение 10)
Проектор;
музыкальное оформление: зарядка https://www.youtube.com/watch?v=7ELMG_9fVeY
Кукутики - зарядка
Литература, рекомендуемая для воспитателя
Список литературы
- Соколова Н.А. Игровые программы для детей и молодежи.- Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.- 72с.
- Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87с.
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений М.: Московский городской фонд школьного книгоиздания, 2004г. Олимпийскому движению, соревнования.
- Внеклассные мероприятия: 7 класс/ Авт.- сост. Л.Л. Загумёнова. - М.: ВАКО , 2011 г.-176 с.- (Мозаика детского отдыха)
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. -143с.
- Летний лагерь на базе школы / Авт. –сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И. Гончарова.- М.: ВАКО, 2007.-336с. – (Мозайка детского отдыха)
- Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы / авт.сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.- 143с.
Задачи: пропаганда здорового образа жизни, формирования у обучающихся убеждения о пользе здорового образа жизни, определения условий сохранения здоровья; профилактика вредных привычек и злоупотребления ПАВ.
Форма: игра – путешествие по станциям.
Подготовительная работа:
- Подготовить таблички с названиями станций. (Приложение 1).
- Подготовить разрезные карточки с пословицами для станции «». (Приложение 4).
- Подготовить карточки с анаграммами для станции «». (Приложение 5).
- Подготовить карточки с вопросами для станции «Витаминная». (Приложение 6).
- Подготовить мячи для спортивной игры « ».
Оснащение группы: проектор, видеоролики о ЗОЖ.
Ход мероприятия:
Мероприятие начинается в группе. На экране заставка: « Игра по станция здоровый образ жизни»
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем желаю здоровья!
Воспитатель : -Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического и душевного благополучия.
- Сегодня мы проводим игру-путешествие по станциям «Здоровый образ жизни»
Мы побываем на станциях :
- «Пословицы»
- «Анаграммы»
- «Спортивная»
- «Витаминка»
- «ЗОЖ»
Все ответы нужно показывать только руками
-Как живешь? «Вот так!» и т.д.
-Как идешь?
-Как бежишь?
-Как берешь?
-Как даешь?
-Как грозишь?
-Как шалишь?
Игра проводится 3 раза и каждый раз быстрей.
Станция №1. «Пословицы»
Воспитатель: Существует много пословиц, о здоровье.
Задание №1: Нужно собрать пословицы из предложенных слов и объяснить их смысл.
«В здоровом теле - здоровый дух!».
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
«Чистота – залог здоровья»
«Здоров будешь — все добудешь»
Станция № 2 «Анаграммы»
На листочках записаны в разном порядке буквы. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. Кто быстрее?
- ЛКАЗАКА – закалка
- ЕНГИАГИ – гигиена
- ДКАЗАРЯ – зарядка
- ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура
- ЛКАПРОГУ – прогулка
Станция № 3 «Спортивная»
Игра - “Вершки и корешки”
Воспитатель: Я буду показывать и называть Вам овощи. Если едим подземные части у этих овощей, то надо присесть, а если едим наземные – встать во весь рост.
(картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква, укроп, редиска, лук, патиссон, чеснок, капуста).
Станция №4. «Витаминка»
Задание№1: Необходимо дать ответы на вопросы из предложенных четырёх вариантов ответов (Приложение 5).
«Вопрос на засыпку»
(Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название ягод и фруктов)
■ Самый распространенный фрукт. Яблоко.
■ Самый колючий ягодный куст. Крыжовник.
■ Самая полезная ягода для зрения и роста. Черника.
■ Любимое лакомство медведей. Малина.
■ Самый кислый фрукт. Лимон.
■ Самая кислая ягода. Клюква.
■ Эту сушеную ягоду мы знаем как изюм. Виноград.
■ Самый нежный фрукт. Персик.
■ Самые желанные фрукты на Новогоднем празднике. Мандарины и апельсины.
■ Самая большая ягода. Арбуз.
■ Ягода, похожая на шишку. Ананас.
■ Фрукт, получивший название «королевский плод». Груша.
■ Самый известный кисловатый фрукт с маленькой косточкой внутри. Вишня.
■ Фрукт, похожий на апельсин, но поменьше. Мандарин.
Станция №5. «ЗОЖ»
На этой станции я проведу конкурс вопросов
1. Что такое здоровый образ жизни?
ЗОЖ – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
2. Выберете из лучиков те понятия, которые относятся к ЗОЖ и прикрепите к солнышку?
Режим дня
Правильное питание,
соблюдение правил гигиены,
закаливание,
достаточный сон,
прогулки на свежем воздухе,
занятия физкультурой и спортом,
гармоническое отношение между людьми,
досуг, вызывающий положительные эмоции.
Давайте поговорим, о лучах ЗОЖ.
Первый лучик «Режим дня» ( СТРОИМ ДОМИК)
Что входит в основные моменты режима дня.
В режим дня входят: подъем, гигиенические процедуры, зарядка, завтрак, учебные занятия, обед, внеурочная работа, полдник, активный отдых, ужин, свободное время, гигиенические процедуры, сон.
Второй лучик «Правильное питание» облака
Принимать пищу необходимо 3-4 раза в день - завтрак, обед, полдник, ужин.
Игра «Полезные и неполезные продукты»
Я буду называть продукты, а вы будет их распределять на полезные и не полезные
Третий лучик «Соблюдение правил гигиены»
Какие требования гигиены надо выполнять каждому ребёнку, чтобы быть здоровым?
Умываться утром, чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после приема пищи, мыть руки перед едой, после посещения туалета, приходя с улицы, регулярно принимать душ, 3 раза в неделю мыться с мылом и мочалкой, не пользоваться чужими санитарными принадлежностями: носовой платок расческа, зубная щетка, полотенце.
Четвёртый лучик «Закаливание»
Как можно проводить закаливание?
Постепенно, систематично, учитывая особенности организма.
Пятый лучик «Достаточный сон»
Какова должна быть продолжительность сна?
8-9 часов.
Шестой лучик «Прогулки на свежем воздухе»
Седьмой лучик «Занятия физкультурой и спортом»
Итог:
Ведущий: Все вы прекрасно справились с заданием! А значит, хорошо усвоили, что необходимо соблюдать для здорового образа жизни? (Ответы детей).