Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни на уроках химии

Антипова Татьяна Евгеньевна
Мною были изучены и систематизированы теоретические сведения о «Химии разрушающей и созидающей: научное осмысление проблемы», опасности и риски современной химической науки.
Изучение химии дает знания о деятельности человека в среде обитания, о защите человека и окружающей среды от воздействия вредных факторов и, в соответствии с этим, предполагает владение учащимися основными экологическими понятиями.
Химическая наука наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей - задача, стоящая сегодня перед учителем.
Важная составная часть здоровьесозидающей работы школы – это рациональная организация урока. Применение знаний, полученных на уроках химии, в обыденной жизни является наиболее значимой.
При рациональной организации, уроки химии способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Сегодня очень важно включать в школьную программу вопросы здоровья. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать учащимся, как им использовать изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Изучение химии способствует пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.
Для организации процесса обучения, чтобы учащиеся воспринимали химию как востребованную жизнью науку, нужную каждому образованному человеку - необходимо создавать условия для развития естественной, познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.
В настоящее время одно из основных направлений организации здоровьесозидающей деятельности образовательных учреждений: это - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках.
В уроке, с точки зрения здоровьясозидающего потенциала, 5 составляющих:
  • личностная направленность,
  • гигиеническая обоснованность,
  • профилактическая направленность,
  • психологическая безопасность,
  • направленность на формирование ЗОЖ.
В этой связи для учителя химии цель обучения состоит в том, чтобы на основе фундаментальных химических знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем.
Включение в содержание учебной работы материала, посвященного здоровью и здоровому образу жизни, усиливает здоровьесозидающий потенциал урока.
Один из методов обучения учащихся на уроках химии является - проектно-исследовательская деятельность.
Для повышения эффективности обучения учащимся в процессе изучения темы предлагается достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности. Таким образом, расширяется выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и типы заданий, которые каждый может выполнить. При этом уровень подготовленности каждого ученика к самостоятельному выполнению исследуемых заданий следует определять как с качественной, так и с количественной стороны.
На уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков. Вот несколько примеров тем, изучение которых наглядно показывает здоровьесберегающий компонент.

Тема: «Металлы» 9класс.
Если человеческий организм подвергнуть качественному анализу, мы определим, что он состоит из разных видов химических соединений. Но около 30 из них – являются микроэлементами. Микроэлементы – важнейшие вещества, от которых зависит жизнедеятельность организмов. К эссенциальным микроэлементам (жизненно важным) относятся: медь, железо, цинк, кобальт, хром, марганец и т.д. Проанализировав состояние своего здоровья, не делая даже никаких лабораторных исследований, можно определить, каких микроэлементов не хватает в нашем организме.  Избыточный вес человека – нехватка химических элементов, таких как ХРОМ, ЦИНК, МАРГАНЕЦ. При дисбактериозе и пищевой аллергии, аллергическая сыпь на коже, характеризуется нехваткой ЦИНКА. Повышение уровня сахара в плазме крови человека – нехватка марганца, магния, хрома, цинка. Ломкие ногти, медленный рост ногтей, волос – нехватка кремния, селена, цинка и магния. Появление пигментных пятен на коже, наблюдается при недостатке меди, марганца и селена.  При подготовке домашнего задания, к уроку химии, учащийся может выполнить мини проект, о функциях, влиянии и способах восполнения недостающих микроэлементов человеком.
Например: Железо входит в состав гемоглобина — белка, который отвечает за транспортировку кислорода в организме. Именно железо отвечает за захват кислорода, после чего эритроциты переносят его ко всем органам и системам организма. Железо является составной частью многих ферментов и белков, которые необходимы для обменных процессов — разрушения и утилизации токсинов, холестеринового обмена, превращения калорий в энергию. Функции железа в организме: транспортная; метаболическая. Состояние организма человека, при дефиците железа:
1) Ухудшение состояния кожи, волос и ногтей.
2) Ухудшение аппетита.
3)Сонливость.
4)Ухудшение памяти.
4) Низкая работоспособность.
5) Частые простуды и кишечные инфекции.
6) Может развиваться железодефицитная анемия, которая характеризуется снижением уровня гемоглобина.
Сразу у учащихся возникает вопрос - в каких продуктах находится железо? ОТВЕТ: Мясо, печень, почки, яйца (особенно желток), картофель, белые грибы, персики, абрикосы, устрицы, орехи, бобы, спаржа. Большинство ребята задумается о правильном питании, получив такую информацию.
Следовательно, можно выделить преимущества проектной деятельности:
1) при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
2) участие в коллективной творческой деятельности;
3) организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;
4) деятельностный уровень освоения реальности;
5) самообразование;
6) целостная картина окружающего мира в динамике.
Учебно-исследовательская работа предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, использование их личного опыта в процессе обучения.
Использование метода проектов способствует формированию у школьников новых знаний, которые направлены на развитие умений сопоставлять, анализировать, выбирать нужную информацию. 
Правильно организованная педагогом работа позволяет учащимся овладеть элементарными навыками самостоятельной исследовательской деятельности.
Методическая поддержка учителя помогает ученикам в организации исследовательского эксперимента, подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Как показывает личный опыт - исследовательские проекты приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, помогают увидеть мир науки своими глазами.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Через весь учебный процесс проходят принципы здоровьесбережения:
  1. учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
  2. учет состояния здоровья детей данного класса;
  3. учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  4. обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  5. обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  6. использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  7. создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  8. формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”).
В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровьесберегающие элементы.
Приёмы здоровьесбережения:
1. Для эмоциональной разрядки подойдет шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм.
2. При подготовке к урокам учителю необходимо в первую очередь изучить требования СанПиН 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2011 г. № 189).
3. Мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.
4. Технические средства обучения применяем в соответствии с гигиеническими требованиями.
5. Дифференциация заданий.
6. Создание ситуации успеха.
7. Учитель следит за правильной посадкой детей во время письма, чередованием поз ребенка в зависимости от вида работы;
8. Контроль правильного оформления записей в тетрадях.
9. Учитель после выполнения задач со здоровьесберегаюшим содержанием делает вывод о необходимости для каждого человека здорового образа жизни;
10. Учитель не должен забывать о внешней мотивации учащихся через похвалу и поддержку.
11. Учитель подчеркивает практическую значимость работы, которую предстоит выполнять ученикам.
12. Работа в группах – это деловое сотрудничество учащихся. Между группами устанавливается небольшое соперничество, которое стимулирует необходимое достижение результата.
Приемы здоровьесбережения на уроках:
– Подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– Смена видов учебной деятельности (4–7 видов за урок, продолжительностью каждого
7–10 мин.);
– Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма – не менее трех;
– Чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10–15 мин.- наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;  
- Правильное применение ТСО;
– Контроль позы учащихся за партой – наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Норма: на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений.
– Наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
– Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование;
 - Внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– Психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
– Наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
- Плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60–80% урока);
– Спокойное завершение урока.
Экологическая этика, экологическая культура будущих поколений закладывается именно сегодня. Безусловно, все, о чем выше шла речь, осуществить непросто. Прежде всего, учителю нужно осознать, что его ждет длительная, кропотливая работа. Ведь нам надо выжить, а будущим поколениям – жить!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»