Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Процесс оздоровления школьников в рамках требований ФГОС

Романцова Нина Михайловна
На сегодняшний день неотъемлемой частью общей, а также профессиональной культуры личности человека является физическая культура личности, которая формируется в системе физического воспитания. Необходимо отметить, что кризис государственной системы физического воспитания, обернулся для населения многими отрицательными последствиями, среди которых можно выделить снижение уровня здоровья у разных возрастных категорий, особенно у учащихся младших классов [1].
Двигательная деятельность, активность и физическая подготовленность детей являются важнейшими слагаемыми здоровья. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что не в последнюю очередь связано с неудовлетворительной организацией процесса физического воспитания учащихся младших классов на основании действующих школьных программ .
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами умственного, интеллектуального и физического развития. С момента поступления ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной деятельности [2].
На основе результатов анализа научно-методической литературы выяснилось, что на современном этапе в практике физической культуры также как и в психолого-педагогической, проблема организации познавательной деятельности в процессе оздоровления учащихся является одной из самых значимых. Приоритетным направлением является выявление условий организации познавательной деятельности в процессе оздоровления и формирование здорового образа жизни. Рабочая программа по физической культуре должна быть разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, программы Министерства образования РФ: начальное общее образование, авторской программы В.И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования [3]. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. И поэтому вопрос об организации познавательной деятельности в процессе оздоровления учащихся младших классов является актуальной, поскольку данный процесс играет большую роль в развитии личности ребенка [3]. Выявленное противоречие между потребностями социальной образовательной практики по изменению процесса физического воспитания в организации познавательной деятельности в оздоровительном процессе по физической культуре и недостаточным наличием теоретических и практических разработок, направленных на организацию познавательной деятельности в учебном процессе по физической культуре, позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.
Исследования Министерства здравоохранения России показали, что всего 14% детей здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. На этом фоне одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников[3].
При решении озвученной задачи школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор [4].
Согласно ФГОС программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной и обеспечивает формирование в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью. Его основная цель – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
При организации образовательного процесса по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что учащийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности» [5].
В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса по физической культуре на формирование и оценку сформированность универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Формирование вышеперечисленных результатов обучения могут формироваться в процессе организации познавательной деятельности [6].   
Познавательная деятельность рассматривается как способ решения многих задач, в частности направленности восприятия, памяти, мышления, воображения, логики, и их взаимосвязь от уровня целенаправленности в большей степени, определить продуктивность познавательной деятельности, что уже у семилетних детей имеет свои специфические черты. Этот период повышения познавательной деятельности (переход от интереса к любознательности), не может, происходит сам собою, а только при определённых условиях, которые можно создать в образовательном процессе младших школьников[7]. 
Образовательно – оздоровительный процесс младших школьников может базироваться на использовании элементов дыхательной гимнастики, практическое применение пальчиковой гимнастики, использование хатха-йоги, психогимнастики, активное использование подвижных игр на уроках и динамических переменах, физкультминуток и т. п. Данные элементы можно проводить в начале и в конце уроков, что будет являться наиболее эффективным средством оздоровления и одним из условий организации познавательной деятельности [8].
Данный вывод соответствует современным требованиям ФГОС, которые ориентированы на оздоровление детей. Познавательная деятельность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию на уроках физической культуры.
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. - Н. Новгород, 1986. - 109 с.
2. Берштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений физиологии активности [Текст] Н.А. Бернштейн,- М. 1996-326 с.
3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя [Текст]/ В.И. Лях. М.: ACT, 1998. - 272 с.
4. Сократова, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Сократова. - М.: Творческий центр, 2005.- 180 с
5.О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999)
6. Иргашева, И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 595-598.
7. Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2014. -№ 25. — С.62–6
8.Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»