Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
Сергеева Надежда Васильевна
Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным прежде всего на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка и на включение его в образовательный процесс как равноправного участника и субъекта. Это положение требует разработки новых подходов к проблеме взаимодействия ДОО с семьей воспитанника.Современный ребенок –дошкольник не такой, каким он был 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилось примерно на 17-20%, резко возрос уровень невротизации, более 20% детей имеют хронические заболевания и состоят на медицинском учете. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей, которые нуждаются в любви взрослых как «питательной среде» психического развития.
Продолжается работа по становлению ценностей здорового образа жизни в детском саду и семье, расширив комплекс физкультурных и оздоровительных мероприятий. В соответствии с ФГОС дошкольного образования раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие».
К ним относятся:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна (даже самая лучшая) программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников, если в детском саду не создано единое воспитательно – образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого. Понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловленности как целостного единства, признание в лице другого не конкурента, а партнера, и конкретные практические действия в этом направлении могут дать положительные результаты.
Актуальность и важность установления взаимодействия ДОО с родителями обусловлены двумя факторами:
- уникальностью детства как важного этапа в развитии ребенка дошкольного возраста, в процессе которого общение со взрослым носит личностно – развивающий характер,
- неблагоприятными тенденциями к ухудшению физического и психического здоровья детей, причинами которого являются не только макрофакторы (неблагоприятная экологическая и сложная социальная обстановка, но и микрофакторы (некомпетентность родителей в вопросах формирования основ культуры здоровья и физической культуры, профессиональная занятость родителей и малоподвижный образ жизни родителей и детей).
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
- создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОУ, педагогов и родителей,
- ориентированность на потребность семьи запросы родителей.
- Уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательное отношение к ребенку.
- Включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс.
- Планирование мероприятий с родителями.
- Посещение стадионов, выставок, спортивных площадок, дни здоровья, досуги, тренинги и т. д.
- Сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОУ и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства.
- Предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс (в том числе на сайте учреждения и онлайн – режиме).
Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:
- коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры)
- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия» – анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей)
- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)
- активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги «воспитатель-родитель-ребенок»)
Развитие партнёрских отношений ДОО с родителями воспитанников осуществляется по трем основным этапам:
- Первый этап (информационно-аналитический) включает в себя комплексный мониторинг семей воспитанников ДОУ, который позволит получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, о ее потребностях и ожиданиях по отношению к ДОУ. На этом этапе осуществляется информирование родителей о физическом развитии ребенка, режиме (режим дня и режим двигательной активности). Физкультурно-игровой среде для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, физкультурно-оздоровительной системе ДОУ. Методах и приемах взаимодействия взрослых, взрослых и детей в процессе физического воспитания через различные формы взаимодействия ДОУ с родителями, а также через наглядно-информационные формы: сайт ДОУ, памятки, буклеты и т.д. Информирование родителей о состоянии здоровья детей.
- Второй этап (подготовительный) направлен на повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам физического развития детей. Это вечера вопросов и ответов, тренинги, педагогические гостиные, родительские собрания, консультации, семинары – практикумы, беседы, фото и видеозаписи спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, конкурсы для родителей и детей, педагогов. Во время практических занятий родители овладевают методами и приемами, направленными на физическое совершенствование ребенка. В процессе совместной двигательной деятельности воспитателей, детей, родителей происходит сближение дистанции общения. Итогом второго этапа должна быть психолого-педагогическая готовность всех участников образовательного процесса к взаимодействию.
- Третий этап (деятельный) раскрывает алгоритм совместной деятельности педагогов, детей и родителей в едином образовательном пространстве (прогулки, экскурсии, спортивные состязания, физкультурные – оздоровительные проекты, познавательно-игровые викторины). Данный этап направлен на совместное решение проблем физического воспитания и развития ребенка в социуме. Результатом этого этапа является совместная проектная деятельность всех участников педагогического процесса. Таким образом, такое взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.