Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Эффективные методы и технологии формирования здорового образа жизни в ДОУ

Басова Елена Васильевна 
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) [6, c.25].
 Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста
Коллектив нашего детского сада ДОУ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям. Основное направление нашей работы - физкультурно – оздоровительное, так как задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют приоритетное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в нашем ДОУ осуществляется на занятиях, в режиме дня, через игру, на прогулке, через индивидуальную работу и самостоятельную деятельность.
Для более эффективной работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ необходимо учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать в ДОУ условия для формирования ЗОЖ;
- проводить работу с родителями воспитанников по внедрению здорового образа жизни в семье.
Для успешного решения задач по формированию у детей ЗОЖ, все педагоги должны владеть теоретическими основами процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и хорошо знать возрастные особенности формирования здорового образа жизни. 
 Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни и обеспечения двигательной активности необходимо соблюдать двигательный режим. Для этого педагогами используются следующие формы: ежедневная утренняя гимнастика; физкультурные минутки; ежедневные прогулки с проведением подвижных игр; корригирующая гимнастика после сна; музыкально-ритмические занятия; физкультурные занятия 3 раза в неделю (занятия-тренировки, занятия-походы, игровые, сюжетные и т.д.); ежедневно оздоровительный бег; 1 раз в неделю спортивные досуги и развлечения.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на физкультурных занятиях, во время прогулок и между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. 
Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. На прогулке проводятся подвижные игры, эстафеты, спортивные игры и упражнения, ходьба на лыжах и катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, катание с горки. Летом дети катаются на велосипедах, играют в футбол, волейбол, городки прыгают на резиночках и классиках.
Процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
1) музыкальный, физкультурный и зал хореографии;
2) физкультурно – игровые центры в каждой возрастной группе;
3) спортивная площадка (на участке детского сада);
4) уголки релаксации в каждой группе;
5) медицинский кабинет. 
В детском саду осуществляются следующие виды закаливания: воздушное контрастное закаливание: ходьба босиком; сон без маек; воздушные ванны; дыхательная гимнастика; - массаж стоп (дорожка здоровья); обширное умывание. Диагностика уровня физического развития проводится 2 раза в год в начале и конце учебного года по показателям «Оценка физической подготовки детей» Ноткиной Н.А. На конец учебного года отмечается позитивная динамика роста сформированности двигательных качеств у детей во всех возрастных группах. Наибольший процент высокого уровня физического развития отмечаются в старших и подготовительных группах по показателю «быстрота», «прыгучесть». На конец учебного года в подготовительных группах процент низкого уровня отсутствует.
В своей работе мы используем следующие методические приемы:
•    рассказы и беседы;
•    заучивание стихотворений;
•    моделирование различных ситуаций;
•    рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
•    сюжетно-ролевые игры;
•    дидактические игры;
•    игры-тренинги;
•    игры-забавы;
•    подвижные игры;
•    психогимнастика;
•    пальчиковая и дыхательная гимнастика;
•    самомассаж;
•    физкультминутки 
Для осуществления реализации всей системы по формированию здорового образа жизни у детей необходимой частью является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными.
 Информационное просвещение родителей осуществлялось через родительские собрания, собрания-практикумы, заседания родительского комитета, информационные общие и групповые стенды для родителей, выпуск памяток, тематических папок-передвижек. На первом этаже систематически обновлялось содержание информационных стендов, отражающих итоги деятельности педагогов, специалистов, детей и родителей. Во всех возрастных группах прошли родительские собрания согласно плану работы с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей включены в план контрольной деятельности ДОУ - тематический контроль. Проведено анкетирование родителей.
Анализ среды и условий, а также проводимой работы показал, что в дошкольных учреждениях много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем. 
 Организация питания в ДОУ соответствует требованиям СанПиН. В детском саду нормы питания выполняются на 90 %. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара соответствуют требованиям СанПиН.
В ДОУ работа по формированию представления о здоровом образе жизни у детей, по воспитанию полезных привычек, физическому воспитанию ведется в соответствии с планом.
  В планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Для оздоровления детей используются современные здоровье сберегающие технологии и методики.
Среда жизнедеятельности детей оснащена разнообразным спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ. В целом в ДОУ созданы медико-социальные условия для пребывания детей по нормативам.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников связано с наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
 Вывод:
При условии правильно организованной развивающей среды, учитывая возрастные особенности детей и привлекая к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье, как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Список литературы: 
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с. 
2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9. 
П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с. 
3. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 365 с. 
4. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с. 
5. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63. 
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с. 
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36. 
8. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М.: Медицина, 1988. – 224 с. 
9. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24. 
10. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17. 
11. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с. 
12. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с. 
13. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с. 
14. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»