Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ответственность несовершеннолетних за употребление
психотропных веществ, алкоголя, наркотиков в 70-90 годы в СССР

Лященко Павел Геннадьевич

Оглавление

Оглавление. 2
Введение. 3
1 Криминогенность детского и подросткового алкоголизма и наркомании. 6
1 Нормативно-правовое регулирование содержания детей в условиях специальных школ в СССР  13
2 Нормативно-правовое регулирование содержания подростков в условиях специальных профессионально-технических училищ в СССР. 17
Заключение. 23
Список литературы.. 25

1 Криминогенность детского и подросткового алкоголизма и наркомании

Не всякий подросток и молодой человек, которому представилась возможность принять наркотики, это делает. К употреблению опьяняющих веществ склонна так называемая девиантная (отклоняющаяся) личность, т.е. личность, расположенная нарушать принятые нормы поведения. Понятия "хорошо - плохо", "можно - нельзя", "достойно - недостойно" в этих случаях отличаются от общепринятых и соответствуют или собственным желаниям, или взглядам ближнего круга лиц. В картине поведения таких людей прием наркотиков лишь одно из многих проявлений нарушения общепринятых правил. Ближний круг лиц - не только семья. Применительно к подросткам это группа сверстников[1].
Для подростков характерно времяпрепровождение в компаниях, что дает подростку осознание своего не узкосемейного, а социального положения. В группе проявляются личные социальные способности: общительность, сила, выносливость, нравственные качества и т.п.
В норме у человека этот этап занимает не более 3 - 5 лет, если он затягивается свыше 14 - 15-летнего возраста, это следует оценивать как задержку индивидуального развития. С 14 - 15 лет, а лучше раньше, должны появиться личные интересы, избранные друзья, соответствующие собственным увлечениям и вкусам. «Подростковая группа противопоставляет себя миру взрослых, чаще враждебна, что объясняется не только групповым, но и индивидуальным опытом. Но при существовании "в системе" индивидуальным опытом пренебрегают, если это не опыт предводителя, который диктует и направляет. Направление же чаще устремлено не вверх, а вниз - хулиганство, драки, вандализм, наркотики»[2].
Даже здоровый ребенок, оказавшись в группе, тем самым попадает в условия, задерживающие его индивидуальное развитие и прививающие дурные навыки. Группу, несмотря на естественность некоторого времени пребывания в среде сверстников, с определенными оговорками следует считать патогенным фактором.
Патогенность группы не только в том, что она задерживает психическое развитие своих сочленов и склонна к антисоциальному поведению. Группа, как правило, непродуктивна, ей присуща нецелевая активность, направленность на развлечения и потребление, пассивный досуг (музыка, танцы, хождение по улицам). Исключение составляют группы, объединенные каким-либо делом, когда дети совместно что-то мастерят, ходят в поход и т.п.
«Отклоняющееся поведение девиантной личности наблюдается на протяжении многих лет и проявляется по-разному. Прослеживается с начала образования межличностных и социальных отношений. В ясельном возрасте - это крикливость, требовательность, капризы, нарушения сна и аппетита. В дальнейшем присоединяются отчетливое непослушание, стремление делать противоположное тому, что требуется, агрессивность. Такой ребенок в младших классах школы с трудом высиживает на уроках, не соблюдает тишину, шумлив, отвлекаем, недисциплинирован. Замечается в воровстве по мелочам. Бескорыстные детские фантазии переходят в этих случаях в целевую лживость. Рано отходит от взрослых, проводит время на улицах. Если такой ребенок попадает в медицинское учреждение, ему могут поставить диагноз "малая мозговая недостаточность", а если семья социально неблагополучна, то суждение бывает скорее педагогическим, чем медицинским - "педагогическая запущенность"»[3].
В подростковом возрасте все эти черты обостряются: недисциплинированность, отсутствие интереса к учебе, агрессивность, склонность к разрушению, раннее курение и прием спиртного, бродяжничество, побеги из дома, вороватость. Обычно причину такого поведения видят во влиянии внешней среды, дурных примерах, социальном неблагополучии окружения[4].
Роль среды в формировании девиантного правопреступного поведения подрастающих детей велика. Это действительно так, в той мере, в какой внешняя среда накапливает в себе порочные формы поведения, группа сверстников подавляет индивидуальные мотивы поведения и диктует собственные. Но применительно к теме, которую мы сейчас оцениваем, нельзя забывать и о биологических качествах среды.
Особо известны так называемые неблагополучные семьи, порождающие высокий процент преступников. Это обычно дезорганизованная семья с непостоянством брачных отношений, незаконнорожденностью, ранними беременностями дочерей, многодетностью, низким образовательным цензом, нестабильным трудом, случайными, часто незаконными источниками материального обеспечения, бедностью, миграцией, правопреступным поведением, плохим здоровьем (алкоголизм, венеризм); дети безнадзорны, ответственность за детей перекладывается на детские учреждения, школу, милицию; связь "мать - дитя" рано слабеет, взаимная эмоциональная глухота. Нельзя не сказать, что в последнее десятилетие в связи с социальными катаклизмами отдельные такие черты обнаруживаются у все большего числа семей.
Биологическая патология среды формируется за счет пьянства предшествующих поколений, невежества (нарушения санитарии, высокая заболеваемость), бедности (плохое питание), трудового перенапряжения матери (отягощенность беременности и родов).
Многое из этого присутствует и в семьях, которые принято считать благополучными. Здесь также играют важную роль пьянство (включая пьяное зачатие), болезни дедов и родителей, вредоносное влияние внешней среды. В благополучных семьях реальнее, не маскируясь асоциальным и антисоциальным поведением сочленов, выступает роль психологических факторов: эмоциональная холодность в семье, пренебрежение к личности и переживаниям ребенка, конфликты родителей, способствующие невротизации и психопатизации детей.
Поэтому для специалистов вполне ожидаемо и неудивительно девиантное поведение молодых людей из семей, которые внешне производят впечатление благополучных. Именно внешнее впечатление, так как воспитанные люди, родители, понимают, что свои недостатки, пороки следует скрывать.
Следует обратить внимание на некоторые характеристики, общие для многих девиантных подростков, подтверждающие значение биологической, медицинской основы отклоняющегося поведения.
Повышен порог и слухового восприятия: они часами слушают столь громкую музыку, что от такого уровня децибелов у подопытных крыс развиваются судорожные припадки и хронические язвы, а у здоровых людей повышается кровяное давление и учащается сердцебиение. То же можно сказать о повышении порога зрительного раздражения на примере кислотных цветов и даже сочетаний в одежде, в обустроенном по своему вкусу жилище. Столь же слабая реактивность анализаторов прослеживается и в эмоциональной сфере молодых людей. В качестве примера можно привести ранние неразборчивые половые связи, редкость состояний трепетной влюбленности, когда впечатляюще воспринимается взгляд, прикосновение, сам факт встречи. Естественно, что при слабой реактивности, высоком психофизиологическом пороге, не пропускающем слабые раздражители, существует необходимость в раздражителях сильных.
Таким сильным раздражителем становится искусственная стимуляция наркотиками, алкоголем.
Психиатрический анализ девиантных личностей позволяет выявить отклонение от нормы практически во всех сферах психики.
Так, их интеллект отличается слабым осмыслением, незаинтересованностью в умственных занятиях, отсутствием познавательных интересов (учеба, чтение развивающих книг, участие в кружках), другие интересы пассивны, нестойки и, по сути своей, развлекательны. Слабость интересов, малая способность предвидения (в том числе последствий собственных поступков) делают невозможным целеполагание, планирование будущего, начиная от профессии. Естественно, что общий объем знаний крайне мал, даже в областях, которые, казалось бы, их интересуют.
Эмоциональная сфера характеризуется обедненной гаммой чувств, преобладанием архаичных чувствований, гневливости, агрессивности и аутоагрессии, которая проявляется самопорезами (на запястьях, груди). Эмоциональная неразвитость в сочетании с упомянутым высоким порогом психофизиологического восприятия проявляется гомосексуальностью, промискуитетом, обезличенностью межличностных отношений.
Нередки истерические реакции, которые отражают такую черту психической незрелости, как инфантилизм. Он проявляется подражательностью, недостаточной личной мотивацией (рациональной, а не эмоциональной) поведения, внушаемостью, слабым чувственным и интеллектуальным контролем за своим поведением, безответственностью, склонностью к игровой, а не к продуктивной деятельности. Инфантильны и объяснения, почему принял наркотик: "все так делают", "другие больше принимали, более сильный наркотик" - так, как будто объясняет, почему получил двойку. Беспомощно и объяснение наркотизации любопытством, под чем кроются внушаемость, подражательность, групповое давление. Вопрос, почему нелюбопытно почитать книжку, ставит в тупик[5].
Особый уровень эмоциональности и инфантилизм предопределяют и уровень этического развития. Здесь объяснимы и слабые чувства сострадания, благодарности, распространяемые на очень узкий круг лиц, стыда, лень, уклонение от обязанностей даже в семье, лживость. Но лживость может служить и своеобразной защитой от требований жизни, ограждением себя от взрослых.
«Поэтому преступления, совершенные данной личностью, принявшей наркотик, лишь условно можно связать с наркотизацией. Наркотик в таких случаях играет роль триггерного (пускового) механизма и в какой-то мере объясняет вид преступления (в зависимости от клинического действия наркотика). И вне связи с наркотиком девиантная личность криминогенна. В этом аспекте интересно было бы ознакомиться с опытом США по превентивному заключению, изоляции подростков с нарушенным поведением, которые пока не совершили преступление, но могут сделать это в любой момент, "случайно" и, на сторонний взгляд, немотивированно»[6].
Неправильным было бы объяснять преступления, совершаемые такими людьми, только тем, что они принимают наркотик, что наркотик в данном случае - причина преступности. Наркотик лишь ускоряет и облегчает криминогенное проявление, заложенное в самой личности.
Еще одно психическое расстройство, присущее состоянию наркотического опьянения, - интеллектуальное, также криминогенно. Мышление в опьянении утрачивает целостность, становится фрагментарным, застревающим на одном месте, мысли связываются случайными, поверхностными ассоциациями, течение мыслительного процесса прерывается периодами прострации. Если речь сохранена и опьяневшему предоставить возможность монолога, эти расстройства мышления наглядно выступают.
Нарушение психики, ее неадекватность в состоянии опьянения, повторяемые регулярно, бесследно не проходят. С течением времени, формированием наркомании как болезни развиваются прогрессирующий распад, дезинтеграция психической деятельности, легко возникают психопатические реакции с архаическими аффектами - чувствами, не адекватными по силе, длительности и главное - несоразмерными тем обстоятельствам, которые их вызвали.
В свете приведенной аргументации стремление властей и педагогов СССР изолировать детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем, выглядит вполне оправданным, поскольку, теоретически, было предназначено для ограждения других детей и подростков от вредного влияния и для предотвращения совершения в будущем преступлений, которые практически неизбежно сопутствуют алкоголизму и наркомании. Однако, как и во многих других областях жизни тоталитарного общества, практическое воплощение этих. По существу, правильных идей, превращалось в незаконное лишение свободы, применявшееся в отношении детей и подростков, которые не могли признаваться преступниками и правонарушителями, поскольку еще не достигли возраста привлечения к административной или уголовной ответственности. То, что по своему фактическому содержанию являлось наказанием, аналогичным наказанию взрослых преступников, было в отношении детей и подростков гораздо более жестоким. Поскольку применялось без суда, на срок, который не оговаривался и, в результате, зависел лишь от отношения к заключенному ребенку его воспитателей, по сути – тюремщиков и надзирателей.
 1 Нормативно-правовое регулирование содержания детей в условиях специальных школ в СССР
            Приступая к исследованию нормативно-правового регулирования содержания детей в условиях специальных школ в СССР еще раз подчеркнем, что никаких законных основания для применения лишения свободы к ребенку в возрасте от 7 до 14 лет в нашей стране (за исключением сталинских времен), не существовало. Противоправный, противоречащий признаваемым во всем мире естественным правам человека, порядок лишения свободы детей, у которых наблюдалось девиантное поведение, в том числе, проявлявшееся в употреблении алкоголя и наркотиков, оправдывался тем, что дети, имеющие «педагогическую запущенность», проявляющуюся в отставании в учебе и «трудностях поведения», якобы являются детьми с задержкой психического развития, которое требует особых условий школьного обучения. Хотя, действовавшие в то время нормативные акту запрещали такое обращение с детьми по причинам «педагогической апущенности».
            В Письме  Минпроса СССР от 17.09.1985 N 72-М "О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития"[7] указывалось, что «своевременное выявление детей с задержкой психического  развития  и создание  для  них специальных условий обучения и  воспитания  дает   положительные   результаты,  снижает  отсев,   второгодничество   и   обеспечивает  профилактику  правонарушений.  Создание   специальных   условий  для  обучения и воспитания детей с задержкой  психического   развития   следует   рассматривать  как  одну   из   форм   работы,   направленной     на     качественное     улучшение     деятельности   общеобразовательной  школы… Направление  детей  в  названные  школы  и
   классы    осуществляется    на   основании    заключения    медикопедагогической комиссии в соответствии с Инструкцией  по  приему  в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для  детей  с задержкой  психического развития (Приказ Минпроса СССР от  03.07.81  N  103,  приложение  1). Деятельность данных  учреждений  (классов)   регламентируется     Типовым     положением      о      специальной   общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным  днем)  для   детей  с  задержкой психического развития (Приказ Минпроса СССР  от   03.07.81 N 103, приложение 2)».
Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, которая упомянута в приведенной выше цитате, в частности, устанавливала:
«Приему … подлежат дети 7-9 лет (старше 9 в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы. Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной зависимости.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности…
            В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучающиеся в I-II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития, не подготовленные к усвоению школьной программы….
             3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза… Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфальтилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности….
             5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
             Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.»
Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 10.07.1979 N 330-М <О направлении Положения о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)> (вместе с "Положением...", утв. Минпросом РСФСР 09.07.1979), так же устанавливало, что
«III. Медицинскими противопоказаниями к приему во вспомогательные школы-интернаты являются:
г) задержка психического развития при следующих состояниях:
- остаточные явления органических поражений головного мозга;
- педагогическая запущенность.
Примечание: Дети с задержкой психического развития подлежат обучению в общеобразовательной школе при обеспечении индивидуального подхода к ним в процессе обучения или в специальных школах (классах), если таковые имеются»[8].
Однако на практике, дети с «педагогической запущенностью» составляли, по оценкам современных исследователей, от 25 до 50% детей содержавшихся в школах-интернатах, предназначенных для детей с психическими отклонениями[9]. О том, как в СССР у людей. Чем-либо неугодных власти диагностировали психические расстройства для того, чтобы лишить этих людей свободы на неопределеный срок, поместив их в лечебницу для душевнобольных, написано много книг.  К сожалению, тема помещения детей с девиантным поведением, но не страдающих душевными болезнями, в условия изолированных от внешнего мира спецшкол, с тюремным режимом, исследователями не разработана.
2 Нормативно-правовое регулирование содержания подростков в условиях специальных профессионально-технических училищ в СССР
 
Приказ Госпрофобра РСФСР от 21.11.1984 N 167"Об утверждении нормативных документов для специальных профессионально-технических училищ" (вместе с "Правилами внутреннего распорядка и поведения учащихся специальных профессионально-технических училищ", "Инструкцией о режиме содержания учащихся специальных профессионально-технических училищ")[10] был в сое время основным нормативным актом, регламентировавшим содержание подростков с девиантным поведением, выражавшимся в употреблении алкоголя и наркотиков, бродяжничестве, хулиганских действиях, совершивших какие-либо правонарушения, ва которые они не могли быть наказаны, поскольку не достигли возраста привлечения к соответствующему виду ответственности в спец ПТУ.
            П. 2 названных Правил регламентировал порядок приема и выпуска учащихся этих спецПТУ: «Учащимися специального профессионально-технического училища являются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, направленные в училище на основании постановлений комиссий по делам несовершеннолетних при исполнительных комитетах районных, городских Советов народных депутатов или по определению судов по путевкам государственных комитетов союзных республик по профессионально-техническому образованию». «Несовершеннолетние находятся в специальном профессионально-техническом училище до исправления, но не более трех лет, или до достижения 18 лет».
            П. 3.1. устанавливал, что «Специальное профессионально-техническое училище является учебно-воспитательным учреждением закрытого типа, предназначенным для перевоспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей, возвращения их на путь честной трудовой жизни».
Согласно п. 3.2. «Особенности условий воспитания и педагогического режима в специальном профессионально-техническом училище определяются распорядком дня, системой учебных, воспитательных и иных мероприятий, включением в производительный труд, обеспечивающими полную занятость учащихся общественно полезной деятельностью и организацию их разумного досуга, повышенной ответственностью учащихся за свои поступки, определяемой Положением о специальном профтехучилище, постоянным наблюдением и педагогическим контролем, исключением возможности свободного выхода учащихся за пределы территории училища без соответствующего на то разрешения администрации».
Таким образом, спецПТУ представляли из себя ни что иное, как место исполнения наказания в виде лишения свободы для детей в возрасте от 14 до 18 лет. О том, что правила, установленные Положением были идентичны правилам, установленным для взрослых преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, свидетельствуют многие нормы этих правил, которые мы не будем приводить в работе полностью из-за ограниченного объема работы. Постараемся выделить лишь наиболее «яркие» черты этих Правил:
«В спальных помещениях, столовой, учебно-производственных мастерских, клубе за каждым учащимся закрепляется определенное место, менять которое без разрешения воспитателя запрещается».
«Все передвижения по территории училища осуществляются только строем в сопровождении работников училища».
«Учащимся специальных профессионально-технических училищ запрещается:
- выходить за пределы территории училища без сопровождения работника училища;
- приобретать, изготавливать, употреблять и хранить предметы, изделия и вещества, пересылка и хранение которых запрещается Инструкцией о режиме содержания;
- продавать, дарить или отбирать у учащихся предметы, изделия и вещества, находящиеся в их личном пользовании;
- играть в различные азартные игры;
- направлять и получать корреспонденцию вопреки порядку, предусмотренному Инструкцией о режиме содержания учащихся в специальных профтехучилищах;
- наносить себе или другим лицам татуировки;
- употреблять жаргонные слова и присваивать клички;
- курить, употреблять спиртные напитки и другие одурманивающие вещества;
- вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет на стенах спального помещения, тумбочках и т.д.;
- вступать в пререкания и грубить старшим, учащимся;
- без разрешения старших отлучаться из группы, класса, мастерской, общежития и с мест проводимых мероприятий».
«За нарушение требований режима и правил поведения на учащихся специальных профтехучилищ могут налагаться следующие взыскания:…
- лишение свидания с родителями и родственниками на срок не более месяца в течение полугодия;
- помещение в дисциплинарную комнату на срок до 3 суток».
«Учащиеся, имеющие взыскания, кроме достигших совершеннолетия, выпуску из училища не подлежат».
Инструкция о режиме содержания учащихся специальных профессионально-технических училищ, утвержденная Приказом Госпрофобра СССР от 21 ноября 1984 г. N 167 содержала следующие положения:
«При приеме в училище несовершеннолетние и принадлежащие им вещи подвергаются тщательному осмотру.
Предметы, изделия, вещи, хранение которых учащимся запрещено, изымаются по акту и сдаются на хранение в специально отведенные помещения при специальных профессионально-технических училищах».
«Администрация училища сразу по прибытии несовершеннолетних извещает об этом комиссию по делам несовершеннолетних или суд, которыми были приняты соответствующие решения. Кроме того, администрация в течение 10 суток со дня прибытия несовершеннолетнего направляет его семье извещение, в котором сообщает адрес специального профессионально-технического училища и разъясняет правила переписки, получения посылок, передач, бандеролей и пользования свиданиями».
«Режим обеспечивается ограждением территории училища забором высотой в 3 - 4 метра, круглосуточным наблюдением по всему периметру ограждения, запрещением свободного выхода учащихся за территорию училища, а также хождения их в одиночку и группами по территории без сопровождения работников училища».
«Выход учащихся за пределы училища проводится только с разрешения директора училища в организованном порядке в сопровождении работников училища».
«Руководство училища, воспитатели, учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, дежурные по режиму и другие работники училища осуществляют постоянное наблюдение за учащимися, принимают меры к предотвращению самовольных уходов учащихся из училища, групповых неповиновений, массовых беспорядков и других происшествий, оперативно действуют при осложнении обстановки в училище».
«При самовольном уходе учащегося (учащихся) принимаются срочные меры к их розыску и возвращению в училище».
«Переписка, получение передач, отправка и получение посылок учащимися контролируется воспитателем, который обязан знать, с кем учащийся поддерживает связь за пределами училища, характер этой связи, какое влияние она оказывает на учащегося. Учащиеся могут получать посылки 1 раз в месяц… Получаемые посылки и передачи подлежат обязательному осмотру и проверке в присутствии учащегося, которому они адресованы… Предметы и вещи, не подлежащие хранению у учащегося, изымаются, о чем составляется соответствующий акт, кроме денег, которые зачисляются на лицевой счет учащегося… Родственникам не разрешается передавать учащимся деньги, независимо от суммы. Учащиеся могут получать денежные переводы до 5 рублей один раз в месяц. Денежные переводы, поступившие по почте, сдаются в бухгалтерию для зачисления на лицевой счет учащегося… Письма, направленные учащемуся, перед вручением ему должны быть прочитаны воспитателем».
«Посещение родителями учащихся специального профтехучилища допускается с разрешения директора училища 1 раз в месяц, не ранее чем через 3 месяца после зачисления учащегося в учебную группу, проводится свидание в выходные и праздничные дни».
«При наличии данных о нахождении у учащихся предметов, запрещенных к хранению, администрация училища в целях изъятия этих предметов имеет право производить личный осмотр учащихся, их вещей, а также поступающих посылок, бандеролей, передач, осмотр спальных и других помещений с составлением акта о результатах осмотра».
«Учащиеся, допустившие грубые нарушения режима, могут быть помещены в дисциплинарную комнату.
Содержание учащихся в дисциплинарной комнате является исключительной мерой взыскания, которая применяется за совершение ими злостных нарушений в тех случаях, когда другие меры воспитательного характера не дали положительных результатов…
В дисциплинарной комнате устанавливаются металлические кровати с жесткими сетками или откидывающийся деревянный настил. Постельные принадлежности выдаются только на ночь…
Расположение и оборудование дисциплинарной комнаты должны обеспечивать надежную изоляцию учащегося от коллектива и возможность постоянного наблюдения за ним в течение суток».
Таким образом, условия содержания детей в возрасте от 14 до 18 лет в спецПТУ отличались от условий содержания взрослых преступников в местах лишения свободы настолько незначительно, что делали их неотличимыми. Сами по себе эти условия нарушали все основные общепризнанные мировым сообществом права ребенка[11], в первую очередь, право жить в семье, общаться со своими родителями и получать от них материальное содержание.
 Заключение
            Исследование. Проведенное в рамках настоящей работы, позволило сформулировать следующий вывод.
 Официально в СССР дети, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, не могли быть признаны преступниками, однако дети с девиантным поведением подвергались фактическому помещению в места лишения свободы. В возрасте от 7 до 14 лет это делалось под предлогом установления у ребенка отставания в развитии. Подвергаемые наказанию дети помещались в специальные закрытые школы-интернаты, имевшие, по сути, тюремный режим. В таких условиях формирование социально-адаптирвоанной личности на самом деле было практически невозможно. Страдания от перенесенного в детстве лишения свободы наносили личности человека непоправимый вред. По сути, человек становился «профессиональным заключенным» с 7-ми летнего возраста.  Для этого ребенку достаточно было лишь «довести» школьных учителей своим плохим поведением.
Важно отметить то, что при существовании общего принципа принудительного лечения алкоголизма и наркомании, дети, страдающие этими заболеваниями, признавались именно детьми с отставанием в психическом развитии.
Если ребенок злоупотреблял алкоголем или наркотиками в возрасте от 14 до 18 лет, он, по решению суда или комиссии по делам несовершеннолетних, мог быть помещен в спецПТУ, по сути представлявшее из себя место лишения свободы для подростков, которое «отлично готовило» «кадры» будущих профессиональных преступников, которые еще в подростковом возрасте смогли полностью приспособиться к жизни в местах лишения свободы, вместо того, чтобы пройти период социальной адаптации.
Конечно. Подростковый алкоголизм и наркомания являются значимыми криминогенными факторами, но применение лишения свободы к детям противоречит нормам общечеловеческой морали, грубо нарушает права человека, который в такой ситуации без приговора суда, установившего его виновность в преступлении подвергается лишению свободы – наказанию, которое в цивилизованном обществе может следовать лишь за серьезным преступлением, совершенным взрослым человеком, вполне способным осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.
По сути, применение лишения свободы в отношении детей, грубые нарушения прав ребенка, являются преступлением социалистического режима против народа нашей страны. Жестокое обращение с детьми, переходящее в такой ситуации в пытки, не может быть оправдано никакими целями профилактики преступности и всегда приносит обществу огромный вред.
 
 Список литературы

 
  1. "Конвенция о правах ребенка" [рус., англ.](Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)// Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. С. 242 - 257.
  2. "Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик" (принята ВС СССР 07.10.1977) // "Ведомости ВС СССР", 1977, N 41, ст. 617
  3. Закон СССР от 19.12.1969 "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" (вместе с Основами законодательства) // "Ведомости ВС СССР", 1969, N 52, ст. 466
  4. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 N 8 (2-10)"О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией" // "Ведомости СНД и ВС СССР", 1990, N 47, ст. 1001
  5. <Письмо> Минпроса СССР от 17.09.1985 N 72-М "О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития" // СПС КонсультантПлюс
  6. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 10.07.1979 N 330-М <О направлении Положения о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)> (вместе с "Положением...", утв. Минпросом РСФСР 09.07.1979) // СПС КонсультнтПлюс.
  7. Приказ Госпрофобра РСФСР от 21.11.1984 N 167"Об утверждении нормативных документов для специальных профессионально-технических училищ" (вместе с "Правилами внутреннего распорядка и поведения учащихся специальных профессионально-технических училищ", "Инструкцией о режиме содержания учащихся специальных профессионально-технических училищ") //  СПС КонсультантПлюс
  8. Бабаян Э.А. Наркомания и токсикомания // Руководство по психиатрии / Под. ред. Г.В. Морозова. В 2 томах. Т. 2. М., 1988.
  9. Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика // Советское государство и право. 1987. N 1.
  10. Джекобс Л. Нарушения прав ребенка в СССР. Лондон, 1988.
  11. Иванец Н.И., Пелипас В.Е. и др. Новая концепция организации наркологической помощи в СССР // Вопросы наркологии. 1997. N 2.
  12. Никулинская Н.Ф.Правовые проблемы недобровольной госпитализации лиц, страдающих болезнями наркологического профиля // "Социальное и пенсионное право", 2008, N 3.
  13. Цветков В.Э. Криминологическая характеристика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами // "Наркоконтроль", 2007, N 2
 
[1] Цветков В.Э. Криминологическая характеристика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами // "Наркоконтроль", 2007, N 2
[2] Бабаян Э.А. Наркомания и токсикомания // Руководство по психиатрии / Под. ред. Г.В. Морозова. В 2 томах. Т. 2. М., 1988. С. 25.
[3] Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика // Советское государство и право. 1987. N 1.
[4] Иванец Н.И., Пелипас В.Е. и др. Новая концепция организации наркологической помощи в СССР // Вопросы наркологии. 1997. N 2.
[5] Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика // Советское государство и право. 1987. N 1. С 56.
[6] Боголюбова Т.А., Толпекин К.А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика // Советское государство и право. 1987. N 1. С. 57.
[7] <Письмо> Минпроса СССР от 17.09.1985 N 72-М "О работе специальных общеобразовательных школ-интернатов, школ, классов выравнивания для детей с задержкой психического развития" // СПС КонсультантПлюс
[8] Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 10.07.1979 N 330-М <О направлении Положения о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе)> (вместе с "Положением...", утв. Минпросом РСФСР 09.07.1979) // СПС КонсультнтПлюс.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»