Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение двигательной активности в ДОУ
 через инновационные методы

Ефимова Татьяна Викторовна
Введение
   В наши дни каждый человек знает, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. В настоящее время наиболее актуальным является охрана и укрепление здоровья ребенка в детском саду так как напрямую связано с состоянием здоровья современных детей.
   Согласно XII Конгрессу педиатров России 2008 г. и XVI-XVII Съезду педиатров России, 2009 г., 2013 г. ) в разных регионах Российской Федерации число здоровых детей  в возрасте до 14 колеблется от 4% до 10%, и ежегодно увеличивается на 4-5%
  Существуют факторы, которые влияют на ухудшение состояния здоровья детей -нерациональная организация жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития в некоторых ДОУ,  начинающаяся с раннего обучения детей, что в свою очередь противоречит возрастным особенностям детского дошкольного возраста.
  Проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении является наиболее актуальной. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят значительный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое).
Цель:  физкультурно-оздоровительная деятельность через активизацию двигательной активности. Задача- определить значимость инновационных методов в развития двигательной активности.
   В настоящее время в детских садах России используются различные программы обучения, но ни одна из них не имеет гигиенического заключения о безопасности здоровья детей (В.Р. Кучма, 2004).
  Большинство авторов, рассматривающих проблему выбора физических упражнений для детей дошкольного возраста, считают наиболее полезными, оказывающими оздоровительное влияние на организм ребенка упражнения динамического характера, к ним, в первую очередь, относятся упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание, лазанье), мы  предлагаем инновационные варианты использования общеразвивающих упражнений в ДОУ
Основная часть
  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы гармоничного развития ребенка и здоровья. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. Народные игры всегда имели значения в физическом воспитании так как отражали быт и культуру.
  Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений.
  В условиях модернизации современной системы образования, возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижений нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
  Существуют различные инновационные варианты использования общеразвивающих упражнений в ДОУ к ним относятся: Ритмопластика, Ритмическая гимнастика,  Игровой стретчинг, Фитбол, Степ-аэробики, СА-ФИ-ДАНСЕ.
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Одна из новых форм организации музыкальных занятий - Ритмопластика. Особенностью технологии «Ритмопластика» является применение в работе специально разработанного репертуара - музыкально-пластических композиций. Каждая из них имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движе­ний  (общеразвиваюших, танцевальных,  имитационных и т.д., исполняе­мых в различных исходных положениях) способствуют созданию музыкально-пластического образа в виде этюда, сюжетного танца или игрово­го упражнения.
Ритмической гимнастики - вид двигательной активности, который указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потреб­ность ребенка. Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на различные группы мышц. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого напряжения. У них формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важны­ми предпосылками успешной учебы. Ритмическая гимнастика развивает жизнерадостность, находчивость и самостоятельность, она придает естественную уверенность и непринуж­денность движениям.
  Одним из важнейших направлений  является игровой стретчинг.  Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения стретчинга носят  имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
  В конце  ХХ в. в странах Западной Европы появились большие яркие, разно­цветные мячи. Новое средство реабилитации получило название - фитбол. В дошкольных учреждений фитбол – позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Фитбол отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, вес и размер. Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на фитболе, лежа на полу, лежа на фитболе на спине или на животе с опорой о пол руками или ногами. Стоя рядом с мячом, упражнения в движении, различные виды бросков и т.д.
  Для разнообразия двигательной активности детей можно применить элементы и целые занятия с использованием степов. Степ – это ступенька, в переводе с английского «Step»- шаг.  Степ-аэробика давно стала популярна во всем мире, но в России, к сожалению, она стала известна недавно.  В дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.  Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.
  Технология «СА-ФИ-ДАНСЕ» направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Выводы и предложения
  Достаточная и правильная двигательная активность ребенка положительно сказывается на состояние здоровья и имеет важную роль с  уровнем физической подготовленностью, готовностью детей к обучению в школе и эффективной организацией физического воспитания в организациях дошкольного образования, семье. В свою же очередь недостаточная двигательная активность ребенка отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и развитии ряда заболеваний.
  В связи с переходом от ФГТ в ФГОС проектирование процесса физического воспитания в организациях дошкольного образования вызывает отдельные трудности у педагогов. Поэтому необходимо: во-первых, разработать общеобразовательную программу организации дошкольного образования, где образовательная область «Физическое развитие» должна войти в основную часть программы; во-вторых, убрать единый путь планирования, регламентированного нормативными актами и реализовать интегративный подход физического воспитания в проектировании воспитательно-образовательного процесса в целом, в-третьих- разработать для инструктора по физической культуры такие программы, которые объединяли бы и другие образовательные области.
  Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, можно:
- повысить интерес у детей к таким занятиям.
- увеличить уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
- развить психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
-  воспитать нравственные качества, коммуникабельность.
- укрепить костно-мышечную систему, повысить функциональную деятельности органов и систем организма.
- создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
 

 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
  1. Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия»,., 2006. — 368 с.
  2. Лекции Грядкиной Т.С.
  3. Фирилёва Ж.Е.,Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе Танцевально-игровая гимнастика в детском саду. М. 2001
  4. Кучма, В.Р. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов . – 2-ое изд. исп. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – С. 31-37.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»