Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Валеева Жанна Валерьевна
В настоящее время проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И именно учитель, как никто другой в состоянии помочь сохранить здоровье современного ученика.
Ни у кого не вызывает сомнения, что современный урок характеризуется высоким темпом работы, информационной перенасыщенностью, малой двигательной активностью, зачастую ученики перенапрежены и перегружены информацией. К сожалению учитель не всегда может учитывать психологические особенности каждого ученика. И здесь на помощь приходят здоровьесберегающие технологии. Валеологическое обоснование построения урока позволяет соблюсти соответствие содержание и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.
Я, как учитель химии, стараюсь на своих уроках использовать здоровьсберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Что же это такое – здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
По мнению доктора педагогических наук, специалиста в области теории педагогики В.В. Серикова: «здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством».
По мнению, профессора, члена-корреспондента Международной пе-дагогической академии, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО Минобразования России Смирнова Н.К.: «Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Здоровьесберегающая технология, по мнению доктора биологических наук, профессора В.Д. Сонькина, - это
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Во всем многообразии толкований понятия здоровьесберегающей технологии в образовании можно увидеть общую черту, а именно, признание здоровья главной ценностью человека и стремление к его сохранению и развитию в процессе учебной деятельности.
Основными целями здоровьесберегающей технологии является:
• помочь ученику сохранить и укрепить свое здоровье;
• через учебный предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;
• вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию
Исходя из целей здоровьесбережения формируются следующие задачи:
• воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование здорового образа жизни;
• рациональная организация учебного процесса;
• создание благоприятного психологического климата на уроке;
• использование личностно - ориентированных технологий в образовательном процессе;
• создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
2. творческий характер образовательного процесса;
3. обеспечение мотивации образовательной деятельности;
4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
6. рациональная организация двигательной активности;
7. обеспечение адекватного восстановления сил;
8. обеспечение прочного запоминания.
На своих уроках я использую следующие элементы здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
1. Рациональная организация учебного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
На уроке я использую различные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение биологических задач, выполнение тестов, рассматривание таблиц, рисунков, выполнение лабораторных работ.
Учебная деятельность по химии связана с таблицами, наглядными пособиями, раздаточным материалом, мультимедийными пособиями и т.д. Таким образом, происходит использование всех каналов восприятия, что позволяет излагать учебный материал просто, доступно, облегчив процесс его запоминания.
Применение различных видов преподавания таких как: словесный, наглядный, самостоятельная работа, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью, практическая работа облегчают, усвоение темы, предупреждают утомление.
Огромное значение в образовательном процессе является четкая организация учебного труда. В начале урока необходимо ознакомить с планом урока, сформулировать при участии суворовцев цели и задачи. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего урока. Для лучшего усвоения новой темы, я использую различные приемы работы с учебником на уроке. Это дает возможность выделить главное - что должен знать суворовец и оформить в виде опорного конспекта, что в свою очередь уменьшит время на выполнение домашнего задания.
Очевидно, что если мы хотим воспитать суворовцев творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска,
2. Использование личностно - ориентированных технологий в образовательном процессе.
Главная цель учителя - сформировать интерес, мотивацию к познанию, обучению, поэтому на уроках я использую разнообразные технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологию проектной деятельности, дифференцированного обучения, ИКТ-технологию, разнообразные игровые технологии.
Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно - развивающей работы с учащимися. Предлагаемые задания разбиваю по уровням, ученик знает, какой максимальный балл он может получить за выполнение того или иного задания. Для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня. Если цели посильны, а их достижения поощряются, то для учащихся нет ничего естественнее, как стремиться к их достижению. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение.
3. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Одним из важнейших элементов здоровьесбережения является психологический комфорт суворовцев во время урока
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - все это способствует раскрытию способностей суворовцев делает их раскрепощенными и уверенными в себе.
В конце урока можно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания суворовцем самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает его мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика, а значит успешности, уверенности в себе, а это одно из главных составляющих здоровья ученика.
4. Применение оздоровительных моментов на уроке.
Поскольку наиболее распространенными заболеваниями среди суворовцев являются заболевания опорно-двигательной системы и органов зрения, на уроках биологии я стараюсь проводить физкультминутки, включающие упражнения для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»