Формирование навыков здорового образа жизни у подростков в школе
Шарапов Юрий Сергеевич
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.В связи с этим одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в решении этой задачи отводится классному руководителю.
Анализ литературных данных показывает, что в настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание. Работа такого плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.
Первое направление - обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ):
1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение массажу);
2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин: наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики (ключевые понятия, приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты для выявления уровня здоровья, компакт-советы), позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течение жизни.
Второе направление - развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:
1) проведение социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;
2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля): конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся 6-7 классов; командные игры для 8-9 классов; среди старшеклассников - конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.
Третье направление - создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.
В решении данной задачи может помочь организация мониторинга здоровья подростков, сопровождающаяся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.
Мониторинг позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного врача, социального педагога, психолога, учителя физической культуры. Итогом скрининг-контроля должно стать не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды. Кроме того, проведение родительских семинаров по созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.
В работе с родителями школа должна учитывать следующее: родителям нужна информация о здоровом образе жизни; они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии или основ безопасности жизни; следует поощрять откровенность в общении между детьми и родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья; может понадобиться убеждение родителей в необходимости предоставлять детям большую самостоятельность в этих вопросах. Целью семинаров может стать формирование прочной мотивации родителей на здоровый образ жизни, а в качестве тем для семинаров: «Факторы риска здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни детей», «Оздоровительная работа со школьниками в современных лагерях отдыха» и другие.
Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья, который является одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими: встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.
Таким образом, в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.
Актуальность исследования и решения проблемы охраны и укрепления здоровья детей обусловлена современным состоянием общества. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу эту не решить.
Традиционно здоровье занимает одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей, поэтому важно знать, что именно молодежь понимает под здоровым образом жизни, что она предпринимает, чтобы приблизить свой образ жизни к оптимально здоровому.
В связи с высоким ростом заболеваемости, смертности, появлением новых болезней, коротким сроком жизни в России, необходимо выявить отношение молодежи, которой завтра предстоит строить и развивать российское общество, к здоровому образу жизни.
Здоровье является многосторонней категорией: оно находится на пересечении телесного и духовного, биологического и социального, индивидуального и глобального, зависящего 16
от человека и вне пределов его досягаемости. По определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Из определения видно, что эта категория складывается из физического и психического понимания здоровья. Но здоровье, в свою очередь, является частью более широкого понятия - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это не только занятия физическими упражнениями и соблюдение правильного питания, это и определенный стиль жизни, наличие определенной системы ценностей, внутренне принятой человеком.
Как новое поколение относится к здоровому образу жизни? Позитивно и осмысленно, понимая всю важность данного аспекта в жизни человека, или несерьезно, легкомысленно, не осознавая, что дает человеку хорошее здоровье, чего оно позволяет добиться в жизни? Больше половины представителей молодежи не понимает, что здоровье возможно без материального благополучия, но прийти своим трудом к обеспеченности, не будучи здоровым, достаточно тяжело.
Физическое здоровье оказывает огромное влияние и на здоровье психическое, эмоциональное. Естественно, все люди замечали, что когда что-нибудь болит, настроение автоматически становится не слишком хорошим. Так и с друзьями встречаться не захочется и возможности реализовывать. Образ жизни отдельного человека в конечном итоге определяется условиями микросреды, которая, в свою очередь, зависит от условий жизни общества, от уровня и направления развития общественных отношений.
Все это объясняет сложность проблем формирования человека. И в связи с этим возникает ряд вопросов, без которых невозможно понять, чем порождаются негативные социальные явления и вредные привычки.
Психологи утверждают, что источники деформации личности следует искать в раннем школьном возрасте. Именно в этот период развития неблагоприятные социальные воздействия ближайшего окружения порождают предпосылки будущих отрицательных качеств. Поэтому первостепенной становится задача формирования здорового образа жизни с ранних лет. По последним данным, к окончанию школы у ребенка нередко появляются 2-3 хронических заболевания и лишь 20 % детей можно назвать здоровыми и эта тенденция с каждым годом прогрессирует. Это говорит о недостаточном внимании родителей и педагогов, а также самих детей к своему здоровью. Давно доказано, что каждый ребенок ищет образец, идеал поведения во взрослых, которые не всегда ему соответствуют. Если старшее поколение все же нацелилось сделать из своего чада богатыря, то немногие понимают, что никакие приказы, пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять свое здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Современное состояние школьного образования можно охарактеризовать целым рядом негативных тенденций:
- снижение достаточной двигательной активности подростков;
- замедление их физического и психического развития;
- ухудшение здоровья детей.
Последнее вызывает наибольшую тревогу. В этой связи актуальной является задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Нужны педагогические технологии, направленные на формирование, сохранения и укрепление здоровья детей.
По данным педагогических энциклопедий, здоровый образ жизни - результирующая составная действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. В связи с этим, основными принципами здорового образа жизни следует считать следующие:
- соблюдение принципов сбалансированного питания;
- рациональная двигательная активность;
- соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы деятельности человека;
- отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, переедание и т. п.);
- сознание того, что творцом здорового образа жизни является сам человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Не секрет, что проблемы, связанные со здоровьем, порой просто загоняют человека «в угол», сужают жизненную перспективу. При этом большая часть подобных проблем возникает как результат накопления малозначительных на первый взгляд привычек. Сохранить здоровье значительно легче, чем потом лечить возникшие по нашей собственной вине болезни.
Подростковый и юношеский возраст весьма подвержены разного рода психическим заражениям, опасностям приобщения к вредным привычкам. Для того чтобы определить уровень самосознания здорового образа жизни у учащихся старших классов, рекомендуется провести анкетирование (см. ниже приложение). Результаты анкетирования станут основой для планирования и организации работы по формированию навыков здорового образа жизни у подростков.
Мечта каждого человека - научиться управлять своим здоровьем. Стиль жизни определяется представлениями, обычаями, привычками той среды, в которой находится человек. Вот эти-то приобретенные в процессе жизнедеятельности представления и начинают управлять человеком, то есть биологическая потребность в двигательной активности тщательно «замаскирована» другими, социально развитыми потребностями, которые иногда вступают в противоречие с биологическими. Отрицательные последствия этого противоречия очевидны.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одна медицина в настоящее время не может. В связи с этим актуальной становится задача разработки программ, которые позволят обеспечить образование и воспитание детей без вреда для их здоровья. Каждая программа должна предусматривать мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.
В настоящее время Россия готовится к проведению Олимпийских игр и тема спорта и здоровья пропагандируется всеми средствами массовой информации, но, даже не проводя конкретных опросов, а только с помощью наблюдения, мы можем сказать, что пиво у телевизора чаще становится популярней, чем просто зарядка по утрам.
Подростки завышают уровень причисляемости своего образа жизни к здоровому, а их мнения о высоком уровне своего здоровья в действительности таковыми не являются. Их пассивность в отношении к своему здоровью требует комплексного подхода и дополнительного внимания со стороны их ближайшего окружения.
Способы формирования навыков ЗОЖ.
Важно знать, что дети до 14 лет лучше усваивают информацию в ходе различных подвижных игр или викторин. Эту особенность можно использовать для объяснения принципов здорового образа жизни в простой и интересной форме. Мы предлагаем обзор нескольких основных мероприятий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни у подростков.Например, для учащихся 5-8 классов можно провести конкурсное мероприятие «Если хочешь быть здоров...», посвященное профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма среди подростков. Каждый класс готовит свою команду. Мероприятие состоит из двух этапов: первый этап - викторина «Почему и как?», где участникам необходимо ответить на ряд вопросов.
Вопросы конкурса затрагивают многие аспекты физиологического строения организма человека, рассматривают необходимость соблюдения правил личной гигиены, питания, режима дня, а также правила оказания первой медицинской помощи. Также уделено значительное внимание пониманию механизмов реакции на факторы риска, существованию резервов здоровья и путей их укрепления, формированию простейших навыков контроля и мониторинга состояния основных функциональных систем организма человека. Задания сформулированы в такой форме, чтобы дети смогли логически размышлять и объяснять различные явления, ссылаясь на полученные на уроках знания, и делать выводы, закрепляя материал уроков.
Второй этап мероприятия — конкурс «Спасибо, нет...». Его суть заключается в следующем: участникам задаются различные ситуации (например, им предлагают попробовать алкоголь, наркотики, табак) и нужно найти выход из них (желательно, чтобы ответ был интересным и нестандартным, так как жюри будет оценивать оригинальность ответов). Эту часть конкурса можно сделать более интересной, разделив каждую из команд на две части, одна из которых будет выступать в роли искусителей, «дьяволов», предлагающих вкусить «запретный плод», а другая часть команды - в роли «ангелов», защищающих принципы здорового образа жизни (жюри будет оценивать убедительность аргументов). Этот конкурс основан на дискуссии, по окончании которой детям четко становятся видны минусы вредных привычек и плюсы здорового образа жизни.
Для учащихся 6-9 классов можно провести «Праздник здоровья», в котором ребята смогут показать не только теоретические знания, но и проявить свои творческие способности.
Мероприятие состоит из пяти конкурсов: в первом - «Если хочешь быть здоров» - нужно написать свод правил или кодекс здоровья; во втором - «Музыкальном конкурсе» - необходимо вспомнить и исполнить отрывки из песен, чтобы в каждом из них прозвучало слова «воздух», «солнце», «вода». Третий конкурс - «Золотое правило питания»: необходимо сравнить, определить достоинства и недостатки разных национальных кухонь. В четвертом «Спортивном» конкурсе участникам предлагаются карточки, на которых указан вид спорта (хоккей, легкая атлетика, горные лыжи, парашютный спорт), им нужно всей командой изобразить либо вратаря, либо штангиста, горнолыжника или парашютиста. Пятый конкурс - «Я и художник, и поэт»: нужно нарисовать плакат-протест против вредных привычек (алкоголя, никотина, наркотиков) и защитить его (аргументировать).
Данное мероприятие нацелено на осознание детьми того, что посредством творчества тоже можно формировать представление о здоровом образа жизни.
Для учащихся 9-11 классов можно провести следующее мероприятие - дискуссию на тему «Заблуждения о здоровье». Его целью является расширение знаний учащихся по некоторым актуальным вопросам, касающимся личного здоровья; продолжение формирования умений отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.
За неделю до занятия учащиеся формулируют проблемы для обсуждения во время дискуссии и готовят наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки).
В начале занятия необходимо ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (они могут быть оформлены в виде плаката и вывешены на стене).
Конечно, не по всем дискутируемым вопросам возможно достижение единого мнения, но это и не входит в задачу дискуссии. Главное, что обсуждение этих проблем вызывает у подростков огромный интерес, эмоциональную готовность участвовать в научном споре, способствует умению критически оценивать разные подходы к решению проблем.
Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья.
Дневник здоровья - это способ совместной работы детей и родителей. Такое сотрудничество позволяет вовремя заметить и найти решение разнообразных проблем. Важно помнить, что дети до 11 лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если их все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у них желания быть здоровым, а лишь вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с осознанием, что от его навыков в области гигиены зависит накопление им здоровья.
Сначала ребенку предоставляются только названия страниц (режим дня, физические упражнения, растения и животные моего города, домашние животные, народные приметы, Красная книга), а затем, по мере заполнения дневника, добавляются различные задания, стимулирующие его к принятию самостоятельных решений, помогающие сформировать способы взаимодействия в значимых для подростка ситуациях. При этом задания могут быть разной степени сложности, что позволяет активизировать умственную деятельность детей, способствует развитию их восприятия, воображения, связной речи и обеспечивает дифференцированный подход в обучении. Дневник теперь содержит расширенный материал, направленный на дальнейшее изучение себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, заполнение дневника здоровья учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. Но то, насколько он будет правильным, зависит не только будущее отдельного человека, но и всего государства. Помочь современной молодежи в формировании здорового образа жизни - основная задача общества в настоящий момент.