Воспитание здорового образа жизни в дошкольном возрасте
Черняева Надежда Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 4
Санкт-Петербурга
Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы сберегающее здоровье любого ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.
Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек.
Педагоги должны давать не только качественные знания, при этом формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны помнить, что ребенок, изучая себя, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения, гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В условиях реализации новых педагогических технологий, направленных на демократизацию и гуманизацию общественного дошкольного воспитания, возникает потребность в организации дифференцированных режимов дня, двигательной деятельности и обучения, которые должны сыграть свою положительную роль в развитии детей с разным уровнем здоровья. Первая составляющая здорового образа жизни – это двигательная активность, физическая культура и спорт. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки призваны компенсировать двигательное голодание. Систематическая двигательная активность способствует укреплению и сохранению здоровья детей, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здо-ровья, полноценного развития ребен¬ка и как главное условие формирова-ния у него навыков здорового поведения.
В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают с четко заданными правилами выполнения следующие: эколого-гигиенические условия, пси-хологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптималь¬ная двигательная активность, закаливание, каждый из которых одновременно является «подсистемой» и целостного образова¬тельного процесса в детском учреждении
Система ЗОЖ детей в дошкольном учреждении
Эколого-гигиенические условия Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С
Создание «экологических» ми¬ни-зон в помещении и на участке с использованием специально подоб¬ранных растений, трав, емкостей с водой
Психологический комфорт Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения Условия для свободного выбора деятельности Наличие мест для уединения Возможность свободного при-сутствия в группе родителей Комфортные условия быта Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрос¬лых (многократно в течение дня
Распорядок дня Индивидуализация и воспита¬тельная направленность всех быто¬вых процессов Физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенно¬стей детей соотношение бодрство¬вания и сна, их «качество» Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигие¬ническими навыками, культурой поведения
Оптимальная двигательная активность (не менее 50 % периода бодрствования) Достаточные площади для дви¬жений в помещении и на воздухе Разнородность физкультурно-игровой среды. Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности Включение движений во все ви¬ды занятий (в том числе умственно¬го характера) Создание условий для разнооб¬разия ДА в бытовой и трудовой деятельности
Закаливание Оздоровительные прогулки (3-4 ч ежедневно) Полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использованием элементов само¬массажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук Воздушные ванны до и после сна(5-7 мин) Кратковременная ходьба боси¬ком до и после сна, при всех пере¬одеваниях (от 1 до 10 мин) Использование элементов «пуль¬сирующего» климата Дополнительные индивидуаль¬ные закаливающие процедуры в семье