Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование здоровьесохраняющих принципов обучения и воспитания в начальной школе

Козак Оксана Николаевна
Все мы – родители. И, прежде всего, мечтаем о том, чтобы наши дети были счастливыми. Но в ежедневной суете часто забываем о том, что именно здоровье ребенка – залог этого счастья. В России, по заключению медиков, практически здоровых детей почти не осталось. В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения остается тревожным. За последние 15 лет почти втрое увеличилось количество детей с хроническими патологиями. Годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений, навыков, но и ухудшают состояние здоровья настолько, что пришлось ввести термин «школьные формы патологий».
                        В журнале «Народное образование» №9, 10 за 1998 год помещена статья С. Морозова «В классе и парты и конторки». В этой статье сказано, что в Москве, в апреле 1998 года, в школе №760 проходил семинар на тему «Здоровьесохраняющее обучение в школе». Местом проведения семинара было выбрана эта школа, т.к. она создана для научной разработки и практических испытаний новых технологий. В лабораториях школы разрабатывают и испытывают новые образовательные технологии. Одной из самых первых «прижившихся» здесь является методика доктора Базарного В.Ф.
                        К методике Базарного В.Ф. я обратилась после медицинского обследования 3 «В» класса, который я выпустила в 1999 году. Результаты медицинского обследования показали, что 6 учащихся из 21 имели нарушения зрения.
                        Считаю главной задачей своей деятельности – воспитание здоровой личности, поэтому изучила и применяю в работе технологию В.Ф. Базарного «Педагогика здорового развития детей младшего возраста». В.Ф. Базарный писал, что приоритет воспитания здоровья перед всеми благами отдавали Аристотель, Каменский, Ж.Ж. Руссо и многие другие мыслители. Основная целевая установка этих просветителей: «Если хотите развивать ум вашего ребенка – развивайте силы, которыми он должен управлять».
                        Система доктора Базарного доказала свою высокую эффективность в ряде дошкольных и школьных учреждений России. Благодаря ей учащиеся не только теряют своё здоровье, но и многие приумножают его, это показали медицинские карточки. Медработники следят за осанкой и зрением  детей.
                        Исследования, проведённые на базе НИИ медицинских проблем Севера, под руководством доктора В.Ф. Базарного показали, что физическое развитие и состояние здоровья детей, и особенно школьников, находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. В свою очередь, напряжённость и утомляемость детей определяется степенью зрелости их зрительного и, особенно, зрительно-ручного трудового потенциала.
                        Обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с освещенностью, особенностями питания, недостаточной физической активностью и другими факторами. Традиционное построение урока, способы передачи информации и технологии учебно-познавательного процесса буквально «вытравили» из школы термины биологического развития человека – прямостояние, ориентировочно-поисковую активность и многое другое. Всё это привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии хронического чувственного угнетения и чувственного недоразвития.
                        У детей младшего школьного возраста идет развитие опорно-двигательной системы (скелета суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Поэтому, при удерживании длительное время статической позы, ребенок испытывает большую нагрузку. Ученикам трудно сидеть неподвижно. Когда дети сидят, происходит активный процесс, требующей противодействия сил тяжести тела. Для удержания этой позы необходимо напряжение мышц разгибателей: затылочных, спинных мышц тазового пояса, которые у ребенка недостаточно развиты. У детей младшего школьного возраста преобладают мышцы-сгибатели над разгибателями. Поэтому ребёнку трудно удерживать статическую позу.
                        Полученная теоретическая база явилась основной для проведения широкомасштабной реогранизации способов, приемов и технологий учебно-познавательного процесса. Например: вместо традиционной сидячей позы –динамическая, вместо обездвиженного дидактического материала – движение, вместо сенсорной депрессии – система сенсорных тренажеров.
                        Нынешние обследования медицинских работников, которые осматривают детей раз в четверть, показывают, что дети не имеют никаких ухудшений осанки и зрения, напротив – есть улучшения.
                        По методике Базарного В.Ф. силами родителей класса из школьного материала сделали конторки и подставки под ноги.
                        Дети на уроке несколько раз переходят из положения сидя в положение стоя. Наблюдения за детьми во время урока показывают, что ребята без ущерба для учебного процесса переходят из одного положения в другое 2-3 раза. Но главным здесь оказалось не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько факт смены позы.
                        В процессе урока один из учеников становится за конторку, а второй усаживается рядом, за парту. По команде учителя дети меняются местами: школьники, стоящие за конторками, садятся, сидящие – встают на их место. При этом повышается умственная и психоэмоциональная активность детей. Они меньше устают. Техническое решение конторки предполагает индивидуальную подгонку её строго по росту ученика. С этой целью сделаны подставки под ноги. Чтобы определить правильность выбранной высоты подставки необходимо поставить ученика на подставку и измерить расстояние от предплечий, прижатых к груди и согнутых в локтях рук, до поверхности стола. Этот размер должен соответствовать высоте нижнего края конторки. Желательно, чтобы за одним столом занимались ученики примерно одинакового роста. С ростом детей необходимо уменьшать высоту подставок под ноги для сохранения индивидуальной подгонки конторки по росту ученика.

                    В. Ф. Базаров предлагает рисовать на стенах картины для рассматривания. А я в своём классе наклеила 2 вида фотообоев. Для периодической активации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “8”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой и привлекательной. Упражнения выполняются только стоя. В классе начертили схему в Максимально возможную величину и повесили на стену.
            Дети “гуляют” глазами по разноцветным дорожкам.
            В углах повесили дощечки. Они свисают с потолка. Дощечки мною сконструированы таким образом, что к ним можно прикреплять различный наглядный материал (сюжетные картинки, слова, таблицы) и использовать как наборное полотно. Можно изменять высоту расположения наглядности. Дети вертятся, рассматривают -- это позволяет расслабить мышцы и переключить внимание. Можно дать задание поискового характера -- найти последовательность картинок, составить рассказ, предложение из указанных слов; решить круговые примеры (использование наборного полотна).
            Картинки (игрушки) целесообразно подбирать с таким расчётом, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, сюжет из известной сказки (формат А1, А2, А3).

            Один раз в две недели сюжет рекомендуется менять на новый. С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувства координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. Учитель периодически дает соответствующие команды и подсчет “раз - два - три - четыре”: дети быстро, поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этой движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5-2 мин.
            С целью профилактики близорукости и её прогрессирования использую специальные упражнения и гимнастику для глаз, она помогает избавиться от зрительной усталости, укрепляет глазные мышцы, активизирует приток крови к глазным яблокам. Многие упражнения базируются на зрительно-поисковых стимулах (найти предмет, который расположен дальше и т.д.). Провожу общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз, а также комплекс упражнений, предложенный профессором Э.С. Аветисовым, с целью профилактики появления близорукости.
            Общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз:
  1. И.п. - основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-5 раз.
  2. И.п. - стоя, руки вперёд. Круговые движения руками в одном и другом направлении 10-15 секунд. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 секунд в левую сторону и 5 секунд в правую.
  3.  И.п. - тоже. Одну руку поднимать, другую опускать, затем - наоборот. 15-20 секунд. Сопровождать движение рук взглядом.
  4.  И.п. - основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
  5.  И.п. - основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 секунд.
  6. И.п. - основная стойка. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 секунд, затем в правую - смотреть на правую кисть 10 секунд.
  7. И.п. - тоже. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Ещё один вариант упражнения:
  1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
  2. И.п. - сидя. Моргать быстро в течение 20-30 секунд. Упражнение улучшает кровообращение.
  3. И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-3- секунд. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
  4. И.п. - стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунд, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 250-30 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  5. И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 секунд снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  6. И.п. - стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, её наклонами вперед, назад и в сторону. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большой амплитудой.
Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза используют различного рода игровые элементы с мячом.
            Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Одним из значительных факторов развития познавательной активности является интерес. Чтобы добиться активности учащихся на уроке учителя экспериментальных классов, о которых говорится в работе Щербининой В.П., пользовались всеми приемами и средствами, что и учителя других школ, но плюс ко всему у учащихся в этих классах удовлетворялась потребность в движениях. Показатели активности учащихся говорят о том, что дети в режиме динамических поз более активны, свободнее высказывают свои мысли.
            Исследуя состояние здоровья детей обычных и экспериментальных классов, Щербинина В.П. и её коллеги пришли к выводу, что двигательная активность в режиме классного часа снижает заболеваемость детей в среднем на 15-50%. В моём классе утверждение Щербининой В.П. полностью подтверждается.
            В прошлом году каждую четверть детей моего класса осматривал педиатр. Смотрел осанку и проверял зрение. На каждого ребёнка заведена тетрадь, в которой отмечаются результаты осмотров. При поступлении детей в 1-ый класс медосмотр выявил детей с нарушенной осанкой и зрением. Поставила в известность родителей для их дальнейшей консультации у специалистов.
                        Реалии сегодняшнего дня таковы, что наряду с увеличением обънма знаний, которыми  необходимо овладеть в школе, овладеть не механически а осмысленно, без вреда для здоровья, уменьшается количество часов на изучение программного материала. И в этой ситуации я вижу единственный выход - повыешние эффективности работы детей на уроке и повышение активности учеников. В этом мне помогает система доктора медицинских наук профессора Базарного В.Ф. Надеюсь, что использование этой технологии поможет сохранить и укрепить здоровье, будет способствовать гармоничному развитию детейю
                        В оборудованном мною и родителями детей моего класса, используя мои навыки работы и опыт, по этому методике начала работу с этого учебного года учитель 1-ого класса Зеленина Н.В...

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»