Совершенствование оздоровительной работы с детьми и привитие навыков ЗОЖ
Булгакова Светлана Михайловна,
воспитатель ГПД высшей категории
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Воспитывать детей физически совершенными- значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.воспитатель ГПД высшей категории
ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Комплексное использование всех средств: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения, эффективно действуют на детский организм.
Гигиенические факторы включают в себя:
- режим дня,
- сон,
- бодрствование,
- питание,
- гигиена (одежда, тело, обувь).
Неоспорим тот факт, что ребенок , получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Здоровый длительный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями, улучшают приспособительные функции организма ребенка.
Двигательные действия бывают разнообразны, они способствуют удовлетворению потребностей ребенка в движении, и одновременно развивают его. Для укрепления здоровья необходим особый двигательный режим- одна из форм- физминутки. Цель физминуток- повысить и удержать умственную работоспособность.
Обеспечивать детям гармоничное развитие, прививать стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями, к основным их видам- бег, ходьба, прыжки, метание, лазание, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх и в дальнейшем успешно развиваться.
Под воздействием движений улучшается функция сердечно- сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, регулируется деятельность нервной системы.
Разнообразие основных движений развивает и совершенствует быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.
Во время выполнения упражнений формируются нравственно- волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость. Особенно важно поддерживать у детей желание и умение преодолевать препятствия.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, это является здоровьесберегающим фактором.
Закаливание организма ребенка.
Закаливание- одно из лучших средств укрепления здоровья.
Задача закаливания- приучить хрупкий, растущий организм переносить перемены температуры в окружающей среде.
Основными средствами закаливания являются: естественные факторы природы- воздух, вода, солнце.
При закаливании надо руководствоваться правилами:
- соблюдать постепенность в применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегченность в одежде),
- использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух, длительные прогулки, облегченная одежда, специальные процедуры- обтирание влажным полотенцем, обливание прохладной водой, ежедневное мытье ног),
- учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность и переносимость.
Необходимыми условиями закаливания со стороны взрослых являются:
- наблюдение,
- руководство,
- контроль.
Воздух, вода и солнце оказывают всестороннее воздействие на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность.
Вода используется для очищения кожи от загрязнений, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов.
Воздух лесов, садов и парков, содержащих особые вещества ( фитонциды ), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.
Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина D под кожей, охраняют человека от заболеваний.
Во время занятий на воздухе или воде (плавание), когда ярко светит солнце, а воздух прозрачен и чист, усиливается эффективность влияния физических упражнений. Возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.).
Наиболее доступным является закаливание воздухом. С этой целью во время прогулки на улице, в комнатах проводится сквозное проветривание, а ,по мере возможности, периодически открываются форточки даже в присутствии детей. В помещении воздух должен быть всегда свежий.
При проведении водных процедур надо соблюдать основное правило – перед началом процедур дети не должны охлаждаться.
Закаливающий эффект могут оказывать любые гигиенические процедуры:
- мытье рук, ног, лица и тела.
Постепенно приучать детей к более низкой температуре воды, к постепенному воздействию воды на все большие участки тела.
Ежедневно проводить сухие обтирания мягкой тканью до появления на коже легкого покраснения. После 2-3 недель сухого обтирания, можно приступить к влажным обтираниям.
Начальная температура воды для обтирания +33...+32 градуса С, понижая температуру воды каждые 2-3 дня на один градус, ее доводят до +25…+22 градуса С.
Обтирание проводится рукавичкой, хорошо впитывающей воду и в определенной последовательности:
- руки (от кистей к плечам),
- грудь и живот,
- спина, ягодицы, ноги.
Тут же каждая часть туловища обтирается насухо, затем все тело растирается сухим полотенцем до легкого покраснения и одевается обычная одежда.
Такое систематическое обтирание в течении 2-3 месяцев подготавливает детей к летним обливаниям.
Начальная температура воды +33…+32 градуса С, снижать каждые 2-3 дня и довести до +28…+25 градусов С.
Также после этой процедуры хорошо растереть кожу до покраснения.
Хороший закаливающий эффект дает систематическое обливание стоп и нижних частей коленей прохладной водой.
Купание в водоеме можно начинать при температуре +22 градуса воды, продолжительность купания 3-5 минут до 10-15 минут.
Для закаливания солнечными лучами совершенно необязательны специальные солнечные ванны, этим является пребывание под лучами солнца во время прогулки. Пребывание на солнце сначала 5-6 минут, после появления первого загара 8-10 минут, голова обязательно прикрыта головным убором.
Личная гигиена.
Личная гигиена- поддержание чистоты кожных и волосяных покровов, гигиена полости рта, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде.
Приучать детей мыть руки, ноги, лицо, уши, шею ежедневно утром и вечером, а руки несколько раз в день с мылом, по мере необходимости стричь ногти на руках и ногах.
После мытья тщательно вытираться насухо.
Уход за волосами.
В волосах накапливается пыль, она оседает на коже головы и создает благоприятные условия для развития болезнетворных микробов.
Обязательными условиями для содержания волос в чистоте являются:
- индивидуальная расческа,
- мытье волос шампунем,
- своевременная стрижка волос.
Уход за полостью рта и носоглотки.
Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучать детей полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи, тем самым удаляя остатки пищи с зубов и десен.
С самого раннего возраста знакомить детей с зубной щеткой и пастой, показывать как правильно пользоваться ими, объясняя пользу их применения. Чтобы челюсти и зубы развивались нормально приучать детей к твердой пищи, так как при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть и колоть орехи зубами не следует, можно испортить зубную эмаль и зубы.
Не реже двух раз в год всем необходимо посещать стоматолога.
Пользование носовым платком.
Правильно пользование носовым платком защищает вас от микробов, так как слизь может попасть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха.
При насморке не следует часто сморкаться: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается.
Пользоваться платком надо при необходимости.
Внешний вид.
С раннего возраста приучать детей следить за своим внешним видом, тем самым развивая эстетический вкус.
Уметь исправлять непорядок в одежде, содержать обувь, одежду, головные уборы в чистоте.
Воспитывать стремление у детей всегда быть чистыми, аккуратными, опрятными.