Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Релаксация как основа здоровьесбережения

Щемелева Лариса Анатольевна,
воспитатель, ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели: 
1. Эффективно снимать напряжения и переутомления детей на занятиях.
2. Стимулировать активность воспитанников в различных видах релаксации.
3. Строить взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, понимания, принятия.
      Современная социальная ситуация в жизни ребенка со сложными дефектами в развитии является стрессогенной. Поступление  такого ребенка в школу можно сравнить с полетом человека на другую планету, т.к чаще всего такие дети до поступления в школу находятся дома. Школа − это совершенно иной мир со своими законами, новыми требованиями и условиями жизни. Опыт показывает, что не все дети готовы к ним. Дети с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Поэтому в школе сейчас как никогда необходимо применять различные способы релаксации.
       Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
     Метод релаксации подразумевает применение музыкальных физминуток, музыкальных красочных фильмов, прослушивание классической музыки, рисование, минуток разговора и т.д. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Такие виды работы на занятиях тесно переплетаются с психологией ребенка со сложными дефектами в развитии, психологией правильного ведения занятий, с переключением внимания, разгрузкой и тем самым привлечением внимания к занятиям, как единице воспитания и обучения.
       Основными функциями релаксации являются прежде всего здоровьесберегающие.  Релаксация может быть: катарсистическая (очищающая,
освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно– психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).            Релаксирующие занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы воспитателей на занятиях. Через напоминающие детские шалости простые упражнения релаксация приносит огромное удовольствие детям от самовыражения.
     Релаксация имеет большие преимущества и преследует единую цель – гармоническое развитие ребенка; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, адаптация в микро– и макросреде. Релаксация должна освобождать ребенка от умственного и физического напряжения.
     Чтобы достигнуть высокой эффективности на занятиях, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.
     Разрядка с использованием различного вида движения:
Обучающиеся по команде воспитателя на перемене встают в кружок и выполняют простые движения под музыку(поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.
     Дыхательные упражнение:
Дети выполняют упражнения под спокойную музыку, воспитатель показывает упражнение, совмещая действия с проговариванием.
• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
• Повторить эту процедуру шесть раз.
Можно применять другие упражнения, например:
Упражнение «Задуй свечу»
• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение «Ленивая кошечка»
• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
Также повторите упражнение несколько раз.
    Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения. Данные виды упражнений особенно актуальны во время занятий по трудовому обучению, поскольку не требуют от учащихся еще более дополнительных физических нагрузок, а регуляция собственного дыхания позволит начать работу с новыми силами.
   Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление. При регулярных занятиях также снимается напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность. Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с воспитанниками или даже родителям со своими детьми. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением  работы на уроках. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.
Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Упражнение «Лимон»
• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Выполните это же упражнение левой рукой. Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю
– Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость.
Музыка
Музыка – как один из сильнейших способов релаксации используется повсеместно. Логично будет включить негромкую музыку, и вы увидете, как ребята с энтузиазмом станут выполнять любую физическую работу. При этом использовать другие способы релаксации не рекомендуется.
Таким образом, такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя, как психическое, так и физическое здоровье.
Список литературы
1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» [Текст] /Л.А. Аметова// М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003
2. Оздоровительные технологии в школе / Советова Е.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 – (Здравствуй, школа!)
3. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, - 72.
4. Княжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей" – Практическая психология

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»