Развитие двигательных качеств у школьников
Куликова Елена Николаевна,
учитель физической культуры
ГБОУ школа № 345 Санкт-Петербурга
Введение.учитель физической культуры
ГБОУ школа № 345 Санкт-Петербурга
Развитие двигательных качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Роль этого раздела физической подготовки учащихся заметно возросла после введения новой школьной программы. Практика показывает, что многие школьники не могут выполнить нормативы, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена программой министерства образования Российской Федерации. Очень важно при проведении этой работы не упустить из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств.
Работая в школе более 30 лет, я пришла к выводу, что необходимо учитывать характер индивидуального развития ребенка и в особенности периоды ускоренного роста двигательных качеств. Так как именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества даёт наиболее видимый педагогический эффект.
Знание закономерностей развития, становления и совершенствования различных сторон двигательной функции детей младшего школьного возраста и подростков позволит на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных качеств, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.
Планомерная работа в области развития двигательных качеств включает ряд этапов.
Прежде всего следует определить задачи этой работы с учащимися разных классов (разного возраста) и пола и оценить индивидуальный уровень физической подготовленности школьников. Необходимо правильно спланировать работу по развитию и совершенствованию двигательных качеств с учётом индивидуальных особенностей.
Оценив физическую подготовленность школьников, надо приступить к составлению основных документов планирования. Далее следует избрать более эффективную методику, способы организации учебного процесса. На уроках по физической культуре целесообразно использовать существующие организационные формы физической подготовки учащихся, более точно дозировать нагрузку в упражнениях и тем самым добиваться лучшего развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых и других качеств у детей школьного возраста.
Особенности развития двигательных качеств у детей школьного возраста.
Программа по физической культуре для учащихся средней образовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных качеств.
В каждом её разделе, посвящённом формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств. Необходимо ориентироваться на этот материал и, исходя из имеющихся в школе условий, выделять на каждом уроке от 8-ми до 20-ти минут времени на развитие двигательных способностей. С 1-го по 11-й класс надо уделять внимание развитию не менее 10-14-ти качеств двигательной деятельности. Так, например, с 5-го по 11-й классы при прохождении раздела гимнастики необходимо содействовать развитию силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и тренировке органов равновесия, при прохождении раздела легкой атлетики – развитию скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости, при изучении материала лыжной и кроссовой подготовки, плавания – развитию скоростной выносливости, выносливости в ходьбе и беге умеренной интенсивности и к длительной цикличной работе. Освоение материала из разделов спортивных игр, в частности, баскетбол, следует осуществлять совместно с направленным развитием таких двигательных способностей, как прыжковая выносливость, быстрота и точность движений, быстрота и выносливость в игровых действиях, скоростно-силовые качества.
На уроках физической культуры учителю необходимо учитывать не только степень воздействия физических упражнений на организм учащихся, но и особенности их индивидуального возрастного развития. Целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных способностей у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.
Практика показала, что различные двигательные качества развиваются неодновременно и неравномерно. Например, быстрота движений особенно интенсивно развивается у девочек с 7-и до 10-ти лет. В связи с этим наиболее благоприятным периодом для развития качеств быстроты у девочек следует считать младший школьный возраст (1-4 класс). Это, конечно, не значит, что в другом возрасте совершенствовать быстроту не рационально. Разумеется, и здесь необходимо осуществлять развитие этого качества. Учитель не должен упустить благоприятный период для развития того или иного двигательного качества.
Высокие темпы роста двигательных способностей приходится у девочек на более ранний возраст, чем у мальчиков. В дальнейшем, в плоть до 16-ти лет, развитие замедляется и лишь после 16-ти лет, то есть в 10-11 классе вновь намечается активизация роста качеств двигательной деятельности. Объясняется это тем, что организм девочек 12-16-ти лет проходит период полового созревания. Связанные с этим периодом преобразования в организме девочек ведут к замедлению темпов роста двигательных качеств.
Двигательная функция мальчиков значительно меньше подвержена неблагоприятным влияниям в период полового созревания. За исключением качеств быстроты у них практически все двигательные качества стабильно развиваются на протяжении школьного возраста. Это в первую очередь относится к таким двигательным качествам, как сила, скоростно-силовые качества, статическая и общая выносливость.
Особенности развития двигательной функции необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволит более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития тех или иных двигательных способностей.
Оценка уровня развития двигательных качеств школьников.
Учитель физической культуры должен осуществлять педагогический контроль за уровнем развития двигательных качеств учащихся, учитывать данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. По мере прохождения учебного материала программы учитель должен проводить проверочные испытания по технике освоения различных двигательных действий – экспресс-тесты (2 раза в год):
- Прыжок в длину с места;
- Бег 30 м.
- Челночный бег 3 х 10 м.
- 6-ти минутный бег.
- Упражнение на гибкость (наклон вперёд из положения сидя, стоя).
- Подтягивание на высокой перекладине (мальчики); на низкой перекладине из виса лёжа (девочки).
Результаты, показанные учениками в испытаниях по экспресс-тестам, позволяют объективно оценить уровень физической подготовленности детей.
Систематическая оценка уровня физической подготовленности детей позволяет вести планомерную работу с физически слабыми учениками, своевременно вовлекать этих детей в группы общей физической подготовки, специальной группы и группы лечебной физической культуры (в бассейне).
Благодаря тому, что в нашей школе имеется бассейн, эта задача может быть решена в полной мере. А физически одарённых школьников следует направлять для занятий в секции по видам спорта.
Планирование материала для развития двигательных качеств.
Одним из главных требований, позволяющих добиться высокой эффективности учебного процесса, является правильное планирование материала программы.
Поэтому при планировании материала следует учитывать, что разучивание техники движений и развитие двигательных качеств – это лишь две стороны единого процесса формирования двигательных действий.
Раздел лёгкой атлетики более целесообразно проходить в период относительно тёплой погоды – в началеIчетверти (Iтриместра) и в конце IVчетверти (IIIтриместра), гимнастику и спортивные игры – в период межсезонья, а лыжную подготовку в начале IIIчетверти. Параллельно с изучением элементов лёгкой атлетики планируется развитие скоростно-силовых качеств, быстроты движений и выносливости, а в период освоения игровых умений и навыков – развитие быстроты и выносливости к игровым действиям. Во время прохождения раздела гимнастики планируется развитие силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и равновесия.
Развитие двигательных качеств школьников на уроке может осуществляться посредством различных организационно-методических форм. В настоящее время сложилась определённая система способов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры, направленная на развитие двигательных способностей:
- упражнения-задания;
- контрольные упражнения (тесты);
- подвижные и спортивные игры;
- дополнительные упражнения;
- станционные задания;
- круговые занятия («круговая тренировка»).
Последовательность развития двигательных качеств на уроке.
Подбор упражнений.
Задачи физической подготовки учащихся решаются в основной части урока. Место расположения упражнений для решения этих задач определяется содержанием учебного материала и конкретной направленностью физической подготовки.
Так, упражнения, связанные с развитием быстроты движений, выполняются сразу же, после комплекса общеразвивающих упражнений. Упражнения для развития качества ловкости, скоростно-силовых качеств – после изучения нового и перед закреплением и совершенствованием ранее изученного учебного материала. Развитие силы, выносливости проводится во второй половине или в конце основной части урока. Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности в суставах, включаются в конец основной части или в заключительную часть урока. Такую последовательность следует учитывать при осуществлении физической подготовки школьников на уроке физической культуры.
Подбирая упражнения для развития двигательных качеств, учитель должен соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на уроке, а затем определить их направленность на развитие того или иного двигательного качества. Например, при изучении прыжка в длину с разбегу для развития скоростно-силовых качеств следует использовать такие прыжковые упражнения, которые связаны с перемещением тела в горизонтальной плоскости, при изучении прыжка в высоту – упражнения скоростно-силового характера, связанные с перемещением тела в вертикальной плоскости.
На этапе начального развития двигательных качеств самые разнообразные упражнения, как с отягощениями, так и без них оказывают положительное влияние на развитие двигательных способностей. На следующих этапах продолжение работы с малыми отягощениями способствует развитию быстроты, силы и выносливости, в то время как работа с большими отягощениями положительно отражается на развитие качества силы.
В процессе развития двигательных качеств, надо учитывать, как упражнения воспринимаются учащимися. Так, лучше всего школьники воспринимают упражнения скоростно-силового характера (и если они проводятся в игровой форме). Упражнения на силу с большим интересом выполняют мальчики, чем девочки. Быстрее всего дети теряют интерес к упражнениям на выносливость. Эти особенности следует учитывать при подборе упражнений.
Регулирование нагрузки в процессе развития двигательных качеств.
Дозировка нагрузки в процессе развития двигательных качеств зависит от поставленной задачи, возраста, пола, состояния здоровья и степени физической подготовленности учащихся.
Разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13-15 лет, силовые – в 25-30 лет). Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В это период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений останавливается в развитии.
Развитие быстроты.
Быстрота движений рассматривается, как способность ребёнка совершать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают три формы качества быстроты:
- быстрота двигательной реакции;
- быстрота отдельных движений;
- быстрота выполнения нескольких движений;
На уроках необходимо использовать не только специальные упражнения для развития этого качества, но и подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий и т.д.
Ведущим методом является метод повторного скоростного упражнения. Обычно продолжительность выполнения упражнений на быстроту не превышает 5-10-ть секунд. Эти упражнения предлагаются учащимся во вводной или в начале основной части урока.
Упражнения на быстроту двигательной реакции удобно проводить во время изучения строевых упражнений (команд, поворотов, построений, ходьбы и т.д.). При этом строевые упражнения по содержанию направлены на развитие у школьников быстроты двигательной реакции.
Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, будет зависеть от возраста и того учебного материала, который осваивается школьниками на уроках физической культуры. Не следует предлагать учащимся новых, плохо освоенных движений и действий в качестве упражнений на быстроту.Быстрота отдельных движений наиболее полно проявляется в процессе выполнения мелких движений руками. Это особенно ярко проявляется у детей в играх, связанных с передачей, бросанием и ловлей предметов (мячей); в играх на внимание, а также в упражнениях, которые требуют быстрого реагирования на какой либо сигнал.
К упражнениям, направленным на развитие качества быстроты, относятся общеразвивающие упражнения, бег с высоким подниманием бедра, бег из различных стартовых положений, бег с ускорением, эстафетный бег и т.д. Наряду с методом повторного упражнения для развития качества быстроты применяется игровой метод. Новая программа рекомендует широко пользоваться подвижными играми, эстафетами, полосой препятствий.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Несмотря на то, что скоростно-силовые качества, сила и быстрота рассматриваются, как самостоятельные качества они тесно связаны друг с другом. Недостаточное развитие силы или быстроты ограничивает наиболее полное проявление скоростно-силовых качеств. Для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста используются упражнения с внешними отягощениями (гантели, набивные мячи и т.п.) и упражнения с преодолением массы собственного тела. Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха. К упражнениям для развития скоростно-силовых качеств относятся – разновидности бега в максимальном темпе, разновидности прыжков, разновидности упражнений для рук и туловища (упражнения на гимнастической стенке, скамейке, лазанье); броски набивных мячей, метание гранаты и т.д.
Скоростно-силовая подготовка школьников практически осуществляется на протяжении всего учебного года с небольшим перерывом на зимний период, когда учащиеся проходят раздел лыжной подготовки. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств проводятся в первой половине основной части урока. Это могут быть упражнения-задания, станционные занятия или дополнительные упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с упражнениями скоростно-силового характера.
Развитие силы.
Силовые возможности детей выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Развитие силы у детей школьного возраста осуществляется методом повторных упражнений.
Наиболее сложным в методике совершенствования силовых возможностей школьников является правильный выборотягощения. Малое отягощение – максимально возможное количество повторений упражнений составляет 8-12 раз, среднее – 5-7 раз, большое отягощение – 2-4 раза. Предельное отягощение – 1-2 раза.
На начальном этапе развития силовых возможностей в среднем школьном возрасте предпочтение следует отдавать упражнениям с малым и средним отягощением. Более высокие величины отягощений применяются на уроках в старшем школьном возрасте.
В школьной программе наиболее широко для развития силовых возможностей учащихся используются упражнения, выполняемые в динамическом режиме.
Осуществляя подбор упражнений для развития силы, следует отдавать преимущество упражнениям, способствующим развитию более слабых мышечных групп – мышц плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени.
После комплексов силовых упражнений следует включать в уроки подвижные или спортивные игры.
Развитие выносливости.
Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. Различают два вида выносливости – общую и специальную.
Ведущим методом развития общей выносливости у школьников является метод непрерывного упражнения. Максимальная продолжительность непрерывного упражнения составляет 2-5 минут (время, необходимое для развертывания дыхательных процессов). На начальном этапе развития общей выносливости интенсивность выполнения упражнения составляет около 50%.
При занятиях с младшими школьниками рекомендуется от урока к уроку увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, специально не повышая скорости бега, которая возрастает за счёт естественного повышения тренированности детей.
Начиная с 5-го класса наряду с увеличением пробегаемой дистанции используется и другой метод, когда дистанция постепенно сокращается, а скорость бега увеличивается. Вэтом возрасте школьники пробегают уже довольно значительные расстояния с 50% интенсивностью. Так, мальчики 10-11 лет пробегают 3-и километра, 12-13 лет – 4-е километра, 14-15 лет – 3-5 километров.
В 7-оми последующих классах для развития общей выносливости целесообразно постепенно увеличивать и скорость бега. Продолжительность бега у старших школьников должна быть не менее 3 минут.
Наряду с бегом в новой школьной программе широкое место для развития общей выносливости занимают многократные прыжки через короткую скакалку, ходьба на лыжах, плавание, подвижные игры.
В среднем и старшем школьном возрасте с этой же целью используются разнообразные спортивные игры.
Большое место при развитии общей выносливости отводится обучению правильному дыханию.
Упражнения для развития силовой выносливости проводятся во второй половине основной части уроков гимнастики.
Развитие гибкости.
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Максимальная амплитуда движений служит, поэтому мерой определения гибкости. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – это такая максимальна амплитуда движений, которую человек может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц, в то время как пассивная гибкость проявляется с помощью внешних сил, создаваемых партнёром, снарядом, отягощением и т.п. Упражнения на гибкость следует выполнять вначале в медленном темпе, затем быстрее.
Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений. Число повторений упражнений должно возрастать постепенно, примерно от 8-10 на первом занятии до 30-ти в конце 2-го и 3-го месяца. Количество повторений упражнений для развития гибкости лимитируется возрастом учащихся.
Для развития гибкости у школьников наиболее целесообразны маховые движения с постоянным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны и т.д. Особенно полезны эти движения с опорой о снаряд и с помощью партнёра. Упражнения на гибкость целесообразно проводить в конце основной или заключительной части урока. Чтобы достичь большой подвижности, нужны ежедневные упражнения. Поэтому, кроме уроков физической культуры, рекомендуется включать упражнения на гибкость в другие формы физического воспитания, в частности в ежедневную утреннюю гимнастику.
Развитие ловкости.
Ловкость – это способность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Основа ловкости – подвижность двигательного навыка.
В то время как другие двигательные качества можно развивать посредством относительно простых физических упражнений, для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. Упражнения, направленные на развитие ловкости, быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше всего проводить в начале основной части урока. Объём упражнений для развития ловкости в рамках одного урока должен быть незначительным, в то время как проводить их следует по возможности на каждом уроке.
Для измерения ловкости в настоящее время применяют, как правило, преодоление различных полос препятствий, «челночный бег» и другие контрольные упражнения.
Оборудование зала и инвентарь для направленного развития двигательных качеств.
Эффективность развития двигательных качеств школьников на уроке в значительной мере зависит от состояния места проведения занятий, от качества и количества оборудования и инвентаря.
В нашей школе имеется хорошая спортивная база:
- большой спортивный зал;
- плавательный бассейн;
- тренажёрный зал;
- стадион с футбольной, баскетбольной, волейбольной площадкой и беговой дорожкой
всё это обеспечивает хорошие условия для развития двигательных навыков у учащихся.
Современные организационно-методические формы проведения занятий позволяют при наличии сравнительно небольшого по количеству, но разнообразного инвентаря всесторонне обеспечить физическую подготовку школьников на уроке.
Для занятий по физической подготовке используется практически всё спортивное оборудование и инвентарь, имеющийся в школе. Это – комплекс гимнастических снарядов, гимнастические стенки, скамейки, мостики, гимнастические палки, скакалки, набивные мячи, обручи и т.п.
Список используемой литературы:
- С. Шаповалов «Записки учителя физкультуры», Москва, ФиС, 1992 год.
- А.А. Гужаловский «Развитие двигательных качеств у школьников», Минск, «Народнаяасвета», 1989 год.
- .П. Матвеев «Теория и методика физического воспитания», Москва, «ФиС», 1976 год.
- Б.А. Ашмарин«Теория и методика физического воспитания», Москва, «Просвещение», 1990 год.
- Программы общеобразовательных учебных заведений, Москва, «Просвещение», 1993 год.