Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование навыков ЗОЖ учащихся 5 - 7 классов
на основе программы «Секреты здоровья»

Голубева Ирина Львовна,
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность создания программ, формирующих  и пропагандирующих
навыки здорового образа жизни в настоящее время трудно переоценить. Техногенные катастрофы, ухудшение экологического климата планеты, смещение нравственных ориентиров молодежи привело к тому, что здоровье нации с каждым годом существенно ухудшается. Последние исследования ВЦИОМ (всероссийского центра изучения общественного мнения) выявили, что более 70 % первоклассников можно назвать лишь условно здоровыми. Президент и Правительство России уделяют важное внимание  выполнению национального проекта «Здоровье». Основой здорового образа жизни является культура здоровья как сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Становление культуры здоровья учащегося обеспечивается определенным педагогическим воздействием. В том числе разработки и проведения программ, созданных  на основе здоровьесозидающих технологий, целью которых является формирование навыков здорового образа жизни школьников и реализуемых на базе образовательных учреждений.
Поскольку основой здорового образа жизни является именно сознательная система действий и отношений, педагогам следует стремиться в преподавании уроков  ЗОЖ к созданию мотивации осознанного приобретения ребенком ценности здоровья.
   Программа внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни «Секреты здоровья» разработана и прошла апробацию в 2017 году в Гимназии № 248 Кировского района.
Целевая аудитория - учащиеся 5-7 классов
   Программа курса «Секреты здоровья» разработана в соответствии с требованиями к содержанию и организационно-педагогическим условиям Федерального государственного образовательного стандарта основной ступени общего образования  и направлена на  формирование знаний, установок, личностных ориентиров, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.  Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
        ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
 Целью учебного курса является формирование ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
 Задачи учебного курса

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • дать представление о негативных факторах риска здоровью детей,  зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– формирование ответственного отношения к своему здоровью.
– осознание потребностей соблюдать нормы ЗОЖ
- усвоение навыков поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ    РЕАЛИЗАЦИИ                         УЧЕБНОГО КУРСА
 На освоение учебного курса отводится 17 учебных часов в год (1 учебный час в  неделю в течение полугодия).
 Образовательный процесс организован в формах:
- классно-урочного обучения.
 В образовательном процессе используются следующие методы и технологии обучения:
- коллективного обучения;
-  обучения в малых группах и парах;
- диалог
 - беседа
 - игра
 - просмотр и обсуждение видеоматериалов
 - упражнение
материально-техническое обеспечение занятий
Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников в круг.
На занятиях используется бумага для рисования, ватман, краски и фломастеры, мягкая игрушка, мяч.
Анализ первичной и повторной диагностики на основе анкетирования учащихся
Уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий на основе  отзывов в конце всех занятий.
СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ
Тема1 Вводная беседа. «Что такое здоровый образ жизни»? Первичное анкетирование. Слагаемые здорового образа жизни. Анкета1 Приложение1 Стимульный материал: бейджи по числу участников, цветные карандаши.
Каждый ученик на «табличке» пишет своё имя или имя, которым он хотел, чтобы его называли в группе. Рядом рисует символ, который в чём-то отражает его внутреннее состояние. Когда бейджи будут готовы, дети прикалывают их и по кругу, и, начиная с ведущего, произносят имя, которым он хотел, чтобы его называли в группе, называют свой символ и что он обозначает. Принятие правил в группе.  Упражнение: «Кому лучше?» Беседа «Что такое здоровый образ жизни»?
Тема 2. «Учимся мыслить позитивно»
Позитивное и негативное мышление, их влияние на характер и судьбу человека   Упражнение «Комплимент», упражнение «Лучшие качества моего одноклассника» Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Поллианна»
Круг дружбы: по кругу каждый участник обращается к соседу слева со словами: «Мне нравится в тебе то, что…»
Тема 3. «Значение двигательной активности»
Человеческий организм, его устройство и значение двигательной активности. Примеры из жизни «Что происходит с организмом человека, когда его ограничивают в движении» Дискуссия. «Я думаю иначе» Динамические паузы «Мои любимые упражнения, вид спорта или занятия в студи». Рисунок «Я в движении»
      
 
   Тема 4. «Друзья и враги моего организма»
Игра «Кто враг, а кто друг?» Просмотр презентации и его обсуждение. Упражнение: «Карточки в лукошке» Рисунок «Символы здоровой жизни».
Тема 5. «Здоровое питание»
Беседа: «Что я знаю о питании» - продукты, режим принятия пищи и правила хранения продуктов.
Просмотр и обсуждение презентации. Коллаж «Вредно – Полезно»
Тема 6. «Как сказать «Нет»
Рассмотрение сложных ситуаций. Учащиеся вспоминают и рассказывают истории из своей жизни, когда они испытывали давление, принуждения со стороны сверстников, или оказывали его сами. Вопросы для обсуждения. Работа в малых группах «Мои победы». Упражнение: "8 способов сказать «нет». Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ»
Тема 7. «Подросток и стресс »
  Дискуссия «Стресс - это хорошо или плохо?» Стадии нарастания стресса. Творческое задание: рисунок «Яспокоен – я в стрессе». Упражнение: «Сосулька»
Мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»..  Постановка и отработка навыков диафрагмального дыхания.
          Тема 8. «Мой выбор»
Упражнение: «Комплимент себе самому» Коллаж «ЗОЖ» Игра «Мой выбор»
Упражнение: «Лимон» Рефлексия: «Чему я научился?»
Прощание (смотри занятие 1)
Занятие 9. Заключительное занятие. Подведение итогов. Диагностика (анкетирование)
Упражнение: «Комплимент» Демонстрация видеофильма «О вреде курения» Обсуждение фильма. Упражнение «Воздушный шар»
Заключительное анкетирование (Приложение №2)
Прощание «Рекомендации ведущим здоровый образ жизни»
 
Учебно - тематический план

 


п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Лекции

Практические занятия

1

 Вводная беседа. «Что такое здоровый образ жизни»? Первичное анкетирование

2

0,5

1,5

2

Учимся мыслить позитивно

2

0,5

1,5

3

Значение двигательной активности

2

0,5

1,5

4

Друзья и враги моего организма

2

0,5

1,5

5

Здоровое питание

2

0,5

1,5

6

Как сказать «Нет»

2

1

1

7

Подросток и стресс

2

1

1

8

Мой выбор

1

0,2

0,8

9

Заключительное занятие. Подведение итогов. Диагностика (анкетирование)

2

0,5

1,5

 

Итого:

17

5,2

11,8

 
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АНКЕТА 1 "Здоровый образ жизни"
Инструкция:
В анкете не является нет "хороших" и "плохих" ответов, важно лишь, чтобы ответы выражали Ваше личное мнение. К каждому вопросу анкеты предлагается выбрать от 1 до 3 вариантов ответа, которые вы считаете наиболее подходящими для вас. В графе "другое" Вы можете написать свой собственный вариант.
Имя:                                           Возраст:                                            Класс:
1.Что такое на Ваш взгляд "здоровый образ жизни"?
а) не пить
б) не курить
в) заниматься спортом
г) правильно питаться
д) не употреблять наркотики
е) другое
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да
б) нет
в) частично
г) эта проблема меня пока не волнует
д) другое
3. Какова степень распространения курения в школе?
а) часто
б) иногда
в) никогда
г) затрудняюсь ответить
д) другое
4. Как Вы лично относитесь к курению?
а) положительно
б) безразлично
в) отрицательно
г) другое
5. Если бы Вы узнали, что Ваш друг (подруга) курит, как бы вы поступили?
а) немедленно прекратили бы с ним отношения
б) продолжили бы дружить, не обращая на это внимание
в) постарались бы помочь избавиться от этой привычки
г) попробовали бы сами
д) другое
6. Что и кто является для Вас поддержкой в трудную минуту?
а) друзья
б) родители
в) домашние животные
г) другое
8. Ваши пожелания
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
АНКЕТА 2 "Интересно - полезно"
На занятиях я узнал _________________________________________________________
 
Мне было интересно_________________________________________________________

Для меня полезно_____________________________________________________________
 
В дальнейшем я буду применять_________________________________________________

 
Тема занятия может быть любой, например, «Будь здоров!»
 
Целью урока являетсясоздание, упрочение мотивации и формирование навыков здорового образа жизни.
Главной задачей занятия является создание здоровья, а не обсуждение его проблем, т.к. здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это физическое, душевное и социальное благополучие человека.
Оздоровительно-развивающая часть включает в себя проведение упражнений, направленных на развитие внимания, сосредоточенности, памяти, ритмические упражнения 

В результате проведения программы подростки:

  • получили навыки в формировании личной мотивации ведения здорового образа жизни

  • занятия по программе содействовали утверждению в сознании подростков ценностей здорового образа жизни

  • обрели навыки сотрудничества, развили творческие способности

  • стали более информированы о ценностях здорового образа  жизни

  • занятия способствовали формированию у детей позитивного адекватного восприятия себя, самопринятия, самоуважения, умения понять других

  • осознанию своих возможностей быть позитивными, понимающими ответственности за себя и  свою жизнь

 
 
В процессе групповой деятельности выявились следующие тенденции:
Подросткам – одноклассникам сложно сесть в круг, они чувствуют себя некомфортно, воспринимая парту как некую защиту.
В одном из упражнений ребятам предлагалось написать собственное самое яркое положительное качество характера, затем отогнуть бумагу, закрыв текст и передать всем одновременно, повторяя это задание до тех пор, пока каждый листок не вернется, совершив полный круг к своему хозяину. В результате выявилось, что ребята охотнее находили недостатки в себе и других. Некоторые не могли отличить хорошие качества от негативных.
Был задан вопрос – Что это?  Никто из опрошенных не сказал – это большая белая плоскость и маленькая черная точка посередине. Дети акцентируют внимание на негативных проявлениях, они им ближе. Для того, чтобы видеть хорошее, нужны усилия. И чем младше дети, тем выше их готовность их осуществлять.  С ребятами 5-х классов программа проходит успешнее. В 6-х и 7-х классах агрессия и непримиримость выше. Очень важно, какую позицию занимают значимые для учащихся взрослые участники образовательного процесса в школе – классный руководитель, другие специалисты, присутствующие на занятиях. Если они проявляют интерес к тому, что происходит на уроках, то активность подростков выше. Всем нравится творческая тематическая работа «Коллаж», которая позволяет проявить собственные способности и найти место своей работы в общей. Также высокую активность подростки проявляют при разгадывании кроссвордов. Хорошо, когда задания разнообразны, идет смена  активности – умственная деятельность сменяется творческими заданиями, физкультминутками, упражнениями, связанными с навыками ЗОЖ.
Список  литературы

  1. Гущина Т.Н. «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» Москва, «Аркти», 2008 г

  2. Кулагина И.Ю. «Личность школьника», -СПб, «Каро»», 2003 г.

  3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Москва, «Академия», 2004 г

  4. Матвеев Б.Р. «Развитие личности подростка», - СПб, «Речь», 2007 г.

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»