Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Молодцова Ольга Ивановна
«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму,
питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической
полноте всех физических и духовных сил, и венцом
этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальны на современном этапе. В нынешнее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа здоровых детей и стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологий сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата и плюс к этому увеличение числа детей с избыточной массой тела.
Если раньше я, как учитель физкультуры, просматривая листок здоровья учащихся, отмечала для себя несколько ребят с подготовительной группой здоровья, то сейчас их количество может доходить до половины класса. А уж с первой, основной группой вообще единицы детей. Кроме этого учащиеся имеют не по одному заболеванию, как раньше, а целые «букеты» заболеваний.
В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников.
Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему (учащихся, педагогов, родителей и др).
Казалось бы этим должны заниматься в первую очередь медицинские работники, но в нынешнее время им в большей степени приходится заниматься болезнями. Формировать у у учащихся отношения к здоровью как к ценности, приходится нам – педагогам.
Каковы же задачи здоровьесберегающих технологий?
Если раньше я, как учитель физкультуры, просматривая листок здоровья учащихся, отмечала для себя несколько ребят с подготовительной группой здоровья, то сейчас их количество может доходить до половины класса. А уж с первой, основной группой вообще единицы детей. Кроме этого учащиеся имеют не по одному заболеванию, как раньше, а целые «букеты» заболеваний.
В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников.
Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему (учащихся, педагогов, родителей и др).
Казалось бы этим должны заниматься в первую очередь медицинские работники, но в нынешнее время им в большей степени приходится заниматься болезнями. Формировать у у учащихся отношения к здоровью как к ценности, приходится нам – педагогам.
Каковы же задачи здоровьесберегающих технологий?
- Создание условий обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- Необходимый, достаточный и рационально-организованный двигательный режим.
И вот здесь-то урок физкультуры выходит на одно из первых мест по реализации этих задач.
Каждый из педагогов решает ее по-разному. Я же стараюсь осуществлять это следующим образом:
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебном процессе пожно разделить на три основные группы:
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
- Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Одним из критериев здоровьесбережения является обстановка и гигиенические условия. Нельзя забывать, что они влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Все мы знаем, что с введением третьего часа физкультуры в школах и из-за недостатка спортивных залов, уроки ведутся двумя классами в зале одновременно. При этом страдает моторная плотность урока, нарушаются гигиенические условия. Возникает острая необходимость как можно больше уроков проводить на улице. по этому половину первой, третью и половину четвертой четвертей я веду занятия на свежем воздухе. Так как рядом со школой есть парк всю третью четверть дети с удовольствием катаются там на лыжах. Для повышения интереса проводятся соревнования по этому виду спорта, в которых участвуют не только дети, но и их родители. Результатом этой работы является то, что учащиеся в дальнейшем продолжают занятие этим видом спорта в лыжной секции.
Так же в парке проходят дни здоровья, например, осенний кросс, рядом с детьми стартуют их наставники – педагоги.
Другим из критериев здоровьесбережения является психологический климат на уроке и наличие мотивации.
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Все мы знаем, как важно, чтобы ребенок шел на урок с интересом, а не из-за боязни получить неудовлетворительную отметку, по этому стараюсь найти к детям индивидуальный подход. И как результат, проблема посещения детьми уроков не стоит. Есть дети, которые в силу своих заболеваний не могут выполнить задание в полном объеме. Они могут остановиться, отдохнуть и продолжить. Дети в классе уже к этому привыкли и реагируют на это спокойно. В наше время нередко встречаются полные дети. И часто эти учащиеся не любят заниматься физкультурой. Стараюсь вести беседы и с ними, и с их родителями, на каком-то этапе занимаюсь с ними индивидуально, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы.
Таким образом, стараюсь создать на своих уроках эмоционально-положительный настрой.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
На своих уроках я стараюсь сочетать рассказ с показом. Очень часто использую игровую деятельность, которая так присуща детям, и которую они так любят. Даже на заключительную часть урока ребята из начальной школы строятся в соревновательной форме «Кто быстрее – девочки или мальчики». Хороший эффект дает использование ТСО. Часто на уроках дети работают самостоятельно (по карточкам). В конце раздела «Гимнастика», как итог, провожу круговые тренировки. Я стараюсь разнообразить задания на своих урока.
Свою работу я разделяю на урочную, методическую, внеклассную и мониторинговую деятельность.
Основными направлениями являются:
- Сохранение здоровья учащихся.
- Формирование и развитие физической культуры личности.
- Привитие учащимся знаний по здоровому образу жизни.
И эти задачи я решаю в том числе и во внеклассной работе. В школе проходит много разных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей:
- Дни здоровья.
- Различные виды соревнований.
- Участие в военно-спортивной игре «Зарница».
- Посещение бассейна.
- Тематические классные часы.
- Участие в различных акциях, посвященных спорту.
- Тематические родительские собрания.
Но об одной спортивной неделе я расскажу немного подробнее. Наша школа одна из старейших школ Петергофа. В ней учились такие знаменитые люди как хранитель Пушкиногорья С.С. Гейченко, адмирал флота Касатонов, полярный летчик В.М Махоткин и.т.д. По этому в школе много традиций.
И одна из школьных традиций – это школьная спартакиада, на кубок выпускника нашей школы победителя чемпионата мира по хоккею среди ветеранов учителя физкультуры В.Е. Федосевича. Целую неделю вся школа живет интригой, кому достанется главный приз.
В целях повышения эффективности работы по физическому воспитанию детей два раза в год провожу мониторинг физической подготовленности учащихся.
Такая целенаправленная работа помогает изменить отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту. Я считаю, что работу в этом направлении следует продолжить и расширить, активнее привлекать родителей учащихся, ведь семья – опора здорового воспитания. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения.