Тропинка в природу
Исмагилова Дианна Витальевна
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно поэтому ребенку нужен «проводник», этим проводником и становится взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
- беседы, как избежать неприятностей в лесу, на речке и др.;
- различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевой, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
- тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр.;
- разбора проблемных ситуаций.
-создание уголка безопасности, который содержит материалы тематических альбомов: «Лекарственные растения в нашем районе», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»;
-плакаты: «Правила безопасности в природе»;
-планшеты: «План-схема микрорайона , в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков»;
-дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Четвертый лишний»;
-развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Лото туриста»;
художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию основ безопасности проводится через организации детей:
- экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе;
- совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы; заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуации правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные раннее. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углубить свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбука безопасности», каждая последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Содержание воспитательно-образовательной работы:
- формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей, человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным;
- расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
- знакомить детей со стихийными бедствиями- землетрясением, наводнением и их последствиями;
- формировать представления о правилах безопасного подведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде;
- знакомить детей с правилами поведения во время грозы;
- закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана);
- дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе;
- дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека;
- учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться;
- объяснить детям, что контакты с животными (не только с собакой, кошкой, но и с козой, коровой, лошадью) иногда могут быть опасными;
- формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.
Литература:
- Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей.
- Смирнова В.В. Тропинка в природу: экологическое образование в детском саду.