Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тропинка в природу

Исмагилова Дианна Витальевна
  Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.                       Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно поэтому ребенку нужен «проводник», этим проводником и становится взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
    Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности  практических умений и навыков при помощи:
  1. беседы, как избежать неприятностей в лесу, на речке и др.;
  2. различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевой, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
  3. тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр.;
  4. разбора проблемных ситуаций.
С  целью условий ознакомления детей основами безопасности в природе особое внимание должно уделяться организации предметно-развивающей среде в группе. Примеры:
-создание уголка безопасности, который содержит материалы тематических альбомов: «Лекарственные растения в нашем районе», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»;
-плакаты: «Правила безопасности в природе»;
-планшеты: «План-схема микрорайона , в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков»;
-дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Четвертый лишний»;
-развивающие настольно-печатные игры: «Азбука безопасности», «Лото туриста»;
художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по формированию основ безопасности проводится через организации детей:
  • экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе;
  • совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы; заучивание  правил безопасного поведения, проигрывание ситуации правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные раннее. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углубить свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбука безопасности», каждая последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.
   Для  благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОО и родителей.  Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми  по данному направлению.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми  необходимо знакомить прежде всего в семье.
Содержание воспитательно-образовательной работы:
  1. формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей, человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным;
  2. расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;
  3. знакомить детей со стихийными бедствиями- землетрясением, наводнением и их последствиями;
  4. формировать представления о правилах безопасного подведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде;
  5. знакомить  детей с правилами поведения во время грозы;
  6. закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана);
  7. дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе;
  8. дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека;
  9. учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться;
  10. объяснить детям, что контакты с животными (не только с собакой, кошкой, но и с козой, коровой, лошадью) иногда могут быть опасными;
  11. формировать у детей представления  о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.
  Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели  важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:
  1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
  2. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей.
  3. Смирнова В.В. Тропинка в природу: экологическое образование в детском саду.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»