Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Фролкова Анна Юрьевна,
воспитатель БГДОУ №34
Кировского района Санкт Петербурга
Важным направлением в деятельности педагогического коллектива ДОУ является развитие ребёнка, защита и сохранение его здоровья. В статье представлен материал, раскрывающий сущность использования здоровьесберегающих технологий в работе педагогов ,усилия которых направлены на оздоровление дошкольника. А так же представлены средства для решения этих задач, одним из которых и являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Ещё одной из задач является воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. В настоящее время проблема здоровья детей является самой актуальной. В дошкольных учреждениях необходимо как можно больше уделять внимания сохранению и укреплению здоровья. Дошкольный возраст является самым благоприятным временем для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость. Целью здоровьесберегающих технологий является формирование осознанного отношения к соблюдению культурно - гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребёнок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрёл опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни . Физкультурно - оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребёнка. Системная работа включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Решению задач по оздоровлению детей помогают спортивные праздники и развлечения. Построенные в игровой форме занятия, с музыкальным сопровождением способствуют повышению детского интереса физической культуры. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки ) в воспитательно - образовательный процесс необходимо включать технологии оздоровления и профилактики: *пятиминутки здоровья; *двигательные переменки между занятиями; *проведение дней здоровья; *физкультурно - спортивные праздники в зале и на улице. В своей работе педагогам необходимо взаимодействовать с семьями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей .На информационных стендах для родителей должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств .Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно – массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников состоит: *комплексы по профилактике плоскостопия; *дыхательная гимнастика; *снятие умственной усталости во время занятий( релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); *прогулки; *закаливание; *сон без маек; *ходьба босиком; *полоскание полости рта; *умывание. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ: *чесночно - лимоный напиток *лук, чеснок. Необходимо уделять внимание закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры нужно проводить в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В ДОУ можно использовать такие виды закаливания, как: *бодрящая гимнастика; *босохождение по дорожкам «здоровья»; *оздоровительный бег; *дыхательная гимнастика. Самомассаж ушных раковин является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть внимательным. Массаж ушных раковин- один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. Важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассажа в форме игры. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей через комплексную систему эффективного закаливания, обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Конечно, не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна – улыбающееся доброе лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых форточках. Варианты бодрящей гимнастики: *разминка в постели и самомассаж; *гимнастика игрового характера - с элементами дыхательной гимнастики, - с элементами корригирующей гимнастики, - с элементами массажа, - пробежки по массажным дорожкам, - музыкально-ритмическая. Ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания, поскольку на стопах тоже имеются зоны и нервные окончания всех органов тела. Более того , на поверхности стопы так называемых терморецепторов находится гораздо больше, чем на каких- либо других участках тела. Эти терморецепторы реагируют на тепло и холод, поэтому босохождение по камешкам и другим неровным поверхностям осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой, которая тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом рабочем состоянии. Закаливание ходьбой босиком нужно начинать постепенно и систематически. Дыхание является важнейшей функцией организма. Дыхательная гимнастика – неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель – увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Чтобы занятия дыхательной гимнастикой не были скучны ребёнку, надо превратить их в игру. воспитатель БГДОУ №34
Кировского района Санкт Петербурга