Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающие технологии
и их использование  в школе

Куранова Наталья Александровна
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделай его крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
 Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Этот аспект деятельности по своей сути социально- педагогический, поэтому осуществлять его должны педагоги как носители культуры(в том числе и культуры здоровья),обеспечивающие оптимальные психогигиенические условия обучения и воспитания. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и  по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более ранее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Существует  четыре фактора оказывающее разрушающее воздействие на здоровье детей:
-инструктивно- программирующий (закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения)
-продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытых помещений , ограниченное пространство
-словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного
процесса
-чрезмерное увлечение методиками »интеллектуального» развития в ущерб
чувственному, эмоционально-образному.
Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии: оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в школьном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей школьнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни . Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям  ставятся  следующие цели:                                                                                                                                         формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;                                                                                                                            
использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и  эмоционально здоровой личности;
формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной  безопасности;
систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.
Что же делать , чтобы учёба не шла во вред здоровью? Для этого и необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это совокупность приёмов, способов,  методов, обеспечивающих их высокие результаты, моральную удовлетворительность  при наименьших физических затратах обучающегося. Поэтому необходимо включать двигательный компонент.
Во время уроков и во внеурочное время проводятся физкультминутки и физкультпаузы , в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Физкультминутки проводятся с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне
При проведении физкультурных минуток учитываются следующие требования:
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).
Виды физкультминуток:
 – гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);                                                В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.
 – гимнастика для слуха;
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
 – упражнения, корректирующие осанку;                                                                               Ходьба  
 а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.                                                                                                                                   
 – дыхательная гимнастика(«Часики»,»Насос»)
 – упражнения на релаксацию                                                                      (последовательное расслабление мышц лица и тела) и успокаивающего дыхания (глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерживается дыхание, после чего выполняется выдох через нос как можно медленнее
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. При подготовке к урокам учителя стараются подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому проводятся:
– упражнения для снятия общего или локального утомления;                                         Мышонок:
а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).
 – упражнения для кистей рук.
Например:»Мы писали, мы писали …»,»Мороз(растирание ладошек)»,
Используют различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как «Солнышко»,»Барабан»,Водяная мельница», упражнения без предметов и с различными предметами. Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание. Систематически проводить беседу, классный час, конкурсы по теме сохранения и укрепления здоровья. Надолго запоминаются детям и взрослым традиционные спортивные праздники, такие, как “Папа, мама, я – спортивная семья”. Эмоции, спортивный задор, весёлое настроение и воля к победе переполняли всех участников этого замечательного праздника. Специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75%всего дневного времени. Как  показывает практика, лишь 30%  школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70%- посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой домой. Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в школе, предупреждающая охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную   деятельность детей. Ходьба признана самым лучшим упражнением для тела, потому что при ходьбе работает не какая-то конкретная группа мышц, а все тело, при этом тело не получает чрезмерных нагрузок. Прогулка-это одна из форм отдыха детей  в внеурочное время. Выделяются прогулки:
-прогулка-наблюдение ( наблюдение  за чем либо)
-прогулка с заданием (дети перед прогулкой получают задание)
-прогулка-развлечение (включает в себя игры, развлечения, забавы)
-спортивная прогулка (спортивные занятия)
Культура здоровья учащихся развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания ,способствует активизации самовоспитания обучающихся.Укрепление здоровья населения страны и отдельно взятого человека – комплексная проблема, решение  которой  зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от школы, её грамотного взаимодействия с семьей.
 
 

 
Список использованной литературы :
1.Артюнина,Галина Петровна.
Основы медицинских знаний :здоровье, болезни и образ жизни: учебное пособие для
высшей школы: для студентов педагогических вузов \Г.П  Артюнина,С.А. Игнатькова;
Псков. гос .пед .ин-т им С. М.Кирова-4-е изд., перераб.-Москва:Гаудеамус;Москва:Ака
демический  проект, 2008.-с.558
2.Митяева,Анна Михайловна.
Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов,обучающихся по специальности- социальная педагогика\А.М.Митяева.-Москва:Академия,2008.-с.187
3.Чедов к.в.
Спортизация общеобразовательных школ- перспективное направление воздоровлении
учащихся \К.В. Чедов \\Инновации в образовании.-2013.-№7-с.-135-144.
4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002.
  5.Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “ Олма- Пресс”. 2001

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»