Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Габерцеттель Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 6 А класса
ГБОУ Школы № 429
Петродворцового района  Санкт-Петербурга
 
 Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
В такой ситуации работа классного руководителя с учащимися по сохранению и укреплению здоровья имеет важное значение. В этой работе можно выделить ряд направлений.
1. Изучение состояния здоровья учащихся в классе. Я считаю, что для этого важно не только изучение медицинских карт учащихся, но прежде всего личные беседы классного руководителя с родителями учеников. Такие беседы могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.
2. Работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и по школе и контролирую своевременность и качество уборки. Родители  учащихся оказывают помощь в приобретении моющих средств, бумаги для оклейки окон.
3. Внешний вид учащихся. Учитывая тенденции современной моды (полуоткрытые спины и животы), беседую с девочками класса, обращая их внимание на то, что такая одежда, особенно в холодное время года, может привести к серьезным заболеваниям, что в будущем может отрицательно сказаться на репродуктивном здоровье девочек. Совместно с родителями и учениками стараемся решить вопросы сменной обуви.
4. Работа по организации питания учащихся. Я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания). При этом я считаю обязательным обращать внимание учащихся на соблюдение санитарно-гигиенических норм при приеме пищи.  В процессе работы я также провожу анкетирования. Анкеты помогают выявить недостатки в организации питания, разработать меры по их устранению, наиболее полно учесть пожелания учащихся и их родителей по улучшению качества питания. 
5. Проведение бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке. Особое значение нужно уделить беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы, поскольку иногда травмы могут иметь очень тяжелые последствия.
6. Но самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор  материала и оформление газет, подготовка проектов. Большую роль играет и экскурсионная работа, которая увеличивает двигательную активность учащихся, связана со сменой различных видов деятельности, что снимает как умственное, так и мышечное напряжение, обеспечивает психоэмоциональную разгрузку.
В заключении хочется отметить, что работа классного руководителя в любых направлениях должна проводиться не в ущерб здоровью, а, наоборот, должна способствовать сохранению и укреплению как физического, так и психического здоровья ребенка. Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение  1
Анкета для учащихся.
1. Получаете ли вы в школе  бесплатное питание?
  1. Да
  2. Нет
  3. Часто
  4. Иногда
2. Хотели бы Вы получать двухразовое бесплатное питание?
  1. Да
  2. Нет
3. Всегда ли Вас нравится школьный завтрак?
  1. Всегда
  2. Чаще всего
  3. Иногда
  4. Никогда не нравится
4. Всегда ли Вы обедаете?
  1. Всегда
  2. Чаще всего
  3. Иногда
  4. Почти никогда
5. Едите ли Вы обед первое блюдо?
  1. Ем всегда
  2. Ем чаще всего
  3. Ем иногда
  4. Никогда не ем
6. Едите ли Вы в обед второе блюдо?
  1. Ем всегда
  2. Ем чаще всего
  3. Ем иногда
  4. Никогда не ем
7. Покупаете ли Вы что-либо в школьном буфете?
  1. Каждый день
  2. Часто
  3. Покупаю редко
  4. Никогда не покупаю
8. Из перечня выберите то, что Вы чаще всего покупаете в школьном буфете:
  1. булочки
  2. пицца
  3. шоколад
  4. конфеты
  5. вафли
  6. чай
9. Хотели бы Вы получать бесплатный экспресс-завтрак?
  1. Да
  2. Нет
10. Чтобы Вы хотели изменить в организации школьного питания. Запишите свои предложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
 
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

 
  1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
  • влажная уборка;
  • расписание уроков;
  • создание интерьера класса.
  1. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
  2. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
  3. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
  4. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
  5. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
  6. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
  7. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
  8.  Консультирование родителей.
  9.  Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
  10.  Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
  11.  Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
  12.  Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
  13. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»