Статья
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Габерцеттель Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 6 А класса
ГБОУ Школы № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 6 А класса
ГБОУ Школы № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
В такой ситуации работа классного руководителя с учащимися по сохранению и укреплению здоровья имеет важное значение. В этой работе можно выделить ряд направлений.
1. Изучение состояния здоровья учащихся в классе. Я считаю, что для этого важно не только изучение медицинских карт учащихся, но прежде всего личные беседы классного руководителя с родителями учеников. Такие беседы могут дать более точную картину заболеваемости в классе, а также помочь оказать при необходимости первую медицинскую помощь. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации. Также я ставлю в известность учителей-предметников о хронических болезнях детей.
2. Работа по поддержанию санитарного состояния кабинета. Как классный руководитель, я помогаю организовать дежурство в классе и по школе и контролирую своевременность и качество уборки. Родители учащихся оказывают помощь в приобретении моющих средств, бумаги для оклейки окон.
3. Внешний вид учащихся. Учитывая тенденции современной моды (полуоткрытые спины и животы), беседую с девочками класса, обращая их внимание на то, что такая одежда, особенно в холодное время года, может привести к серьезным заболеваниям, что в будущем может отрицательно сказаться на репродуктивном здоровье девочек. Совместно с родителями и учениками стараемся решить вопросы сменной обуви.
4. Работа по организации питания учащихся. Я считаю необходимым знакомить ребят с принципами рационального и здорового питания (режим питания, разнообразность питания, сбалансированность питания). При этом я считаю обязательным обращать внимание учащихся на соблюдение санитарно-гигиенических норм при приеме пищи. В процессе работы я также провожу анкетирования. Анкеты помогают выявить недостатки в организации питания, разработать меры по их устранению, наиболее полно учесть пожелания учащихся и их родителей по улучшению качества питания.
5. Проведение бесед в соответствии с планом воспитательной работы. При этом план может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке. Особое значение нужно уделить беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы, поскольку иногда травмы могут иметь очень тяжелые последствия.
6. Но самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и спортивные состязания, и подготовка диспутов и классных часов, сбор материала и оформление газет, подготовка проектов. Большую роль играет и экскурсионная работа, которая увеличивает двигательную активность учащихся, связана со сменой различных видов деятельности, что снимает как умственное, так и мышечное напряжение, обеспечивает психоэмоциональную разгрузку.
В заключении хочется отметить, что работа классного руководителя в любых направлениях должна проводиться не в ущерб здоровью, а, наоборот, должна способствовать сохранению и укреплению как физического, так и психического здоровья ребенка. Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Приложение 1
Анкета для учащихся.
1. Получаете ли вы в школе бесплатное питание?
- Да
- Нет
- Часто
- Иногда
- Да
- Нет
- Всегда
- Чаще всего
- Иногда
- Никогда не нравится
- Всегда
- Чаще всего
- Иногда
- Почти никогда
- Ем всегда
- Ем чаще всего
- Ем иногда
- Никогда не ем
- Ем всегда
- Ем чаще всего
- Ем иногда
- Никогда не ем
- Каждый день
- Часто
- Покупаю редко
- Никогда не покупаю
- булочки
- пицца
- шоколад
- конфеты
- вафли
- чай
- Да
- Нет
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
- Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
- Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
- влажная уборка;
- расписание уроков;
- создание интерьера класса.
- Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
- Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
- Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
- Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
- Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
- Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
- Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
- Консультирование родителей.
- Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
- Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
- Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
- Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
- Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.