Формирование ЗОЖ на уроках химии и биологии
Фофонова Нелля Владимировна
Фофонова Нелля Владимировна, кандидат биологических наук, учитель химии ГБОУ лицея №623 им.И.П.Павлова, Выборгского района Санкт-ПетербургаЗдоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения у нашей страны нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Для достижения данной цели необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования [2].
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– урок должен включать в себя несколько видов учебной деятельности;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья [1].
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?».
С целью создания здорового психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету я постоянно использую активные формы обучения такие: игровые методы (викторины, КВН) и проблемные задания [1, 2]. Будучи вовлеченными в активную познавательную деятельность, учащиеся существенно меньше утомляются, дольше находятся на пике работоспособности. На уроках часто используется наглядность, занимательные упражнения, загадки по различным темам.
В качестве примеров можно привести следующее. Изучение химических свойств какого-либо вещества – достаточно скучное занятие, но скука моментально проходит если обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников.
Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот пример такой задачи.
Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10% . Справится ли с поставленной задачей кружковцы?
На уроках химии в 10 классе при изучении темы «Одноатомные спирты» особое внимание уделяю вопросу о вреде алкоголя на формирующийся организм подростка, рассматриваем вместе с ребятами его негативное влияние на развитие умственных, физических и физиологических способностей подрастающего организма, говорим о негативном влиянии алкоголя на психическое и эмоциональное состояния человека.
Наверное, самым большим потенциалом для формирования ценности ЗОЖ у учащихся являются уроки биологии. Так, в 8 классе при изучении темы «Опорно-двигательная система» особое внимание уделяется значению физических упражнений. При изучение темы «Дыхание» я рекомендую детям ряд упражнений для тренировки дыхания в течение урока, что способствует совершенствованию работы органов дыхания. В 8 классах проводятся урок-лекция «Предупреждение стоматологических заболеваний» с приглашением врачей. При изучении темы «Пищеварение» рассматриваются вопросы, связанные с особенностями состава пищевых продуктов и системы пищеварения. При этом ученики должны понять необходимость правильного и рационального питания. Возникает понимание того, что невыполнение требований по питанию может вызвать целый ряд заболеваний, таких как гастрит, язвенная болезнь, гипертония, ожирение и т.д. Обучающиеся учатся составлять меню, используя знания о составе пищевых продуктов, их энергетической ценности.
При изучении таких тем общей биологии как «Вирусы» мы с ребятами на уроке в качестве наглядных примеров рассматриваем вопросы, связанные с наиболее опасными болезнями человека, вызванными той или иной вирусной инфекцией. Например, грипп, оспа, ВИЧ инфицирование с последующим развитием СПИДа. Говорим о возможных путях заражения и о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать человеку.
Кроме того, предметы химия и биология имеют множество тем, общих для обоих предметов. Так, например, тема «Металлы» в химии и «Химический состав живых организмов» и «Витамины и микроэлементы» в биологии, по сути являются взаимным дополнением друг друга. Во время изучения таких тем ребята выполняют исследовательские проекты, результаты которых наглядно демонстрируют роль металлов и микроэлементов в живых организмах и надолго остаются в памяти детей.
На уроках я стремлюсь к созданию благоприятных условий для сохранения здоровья детей, реализуя мероприятия по профилактике нарушения осанки (физкультминутки), утомления зрительного аппарата (офтальмопаузы) [1, 2]. Во время проверки домашнего задания, а также закрепления изученного материала, я часто использую такой прием здоровьесбережения как «двигательная активность во время урока», когда к доске поочередно, сменяя друг друга, выходят один-два учащихся. Большое внимание уделяю недопущению перегрузок в домашних заданиях. Для улучшения гигиенических условий обучения и соответственно укрепления здоровья учащихся большое значение имеет экологическое пространство кабинета химии нашей школы, в котором сила детей за текущий учебный год проведено озеленение.
В заключение хочу отметить, что только своим личным примером поведения и образом жизни учитель может мотивировать учащихся к соблюдению норм и правил здорового образа жизни.
Выводы:
Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива Лицея 623, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета школьников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.
Литература:
1. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа», 2006, №8, стр. 98.
2. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И.Севрук, Е.А. Юнина// школьные технологии – 2004 №2,стр. 200-207.