Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках биологии
Чередниченко Алла Васильевна,
учитель биологии ГБОУ школа №583
Приморского района Санкт-Петербурга
Гуманизация и гуманитаризация биологии, как дисциплины, не может быть реализована без теснейшей связи с наукой, на богатейшем материале которой происходит эмоциональное познание мира.
Дети, которые завтра будут определять будущее нашей страны, должны сегодня осознавать взаимосвязь явлений и процессов природы, последствия воздействия антропогенного фактора, учиться мыслить глобально. Развитие логического, творческого мышления – основная цель уроков!
Каждый урок должен стать средством активизации мыслительной деятельности, расширить познавательную активность и, в конечном счете, побуждать к самообразованию, так как лишь осмысленная необходимость в самостоятельном получении знаний формирует просвещенность человека.
Задача учителя научить не только предмету, но и умению самостоятельным путем логически рассуждать, приходить к правильному ответу. Потому очень важно не сводить учет знаний учащихся к математическому воспроизведению суммы результатов по теме. Необходимо, во-первых, применять разнообразные формы опросов, во-вторых, привлекать учащихся в соавторы разнообразных форм контроля (взаимопроверка, познавательные задачи, проблематические ситуации). Привлечение учащихся к созданию текстов, схем, зачетов, задач, кроссвордов, дает возможность для проявления личных интересов.
Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
1. Устная проверка
Наиболее популярной формой опроса является устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся, дает возможность систематизировать, расширить знания, выделить наиболее существенные (знания), установить взаимосвязь.
Форма опроса позволяет:
· обсуждать широкий круг вопросов
· выявить понятия и изучаемые закономерности
· установить связь между практическими и теоретическими знаниями, одновременно ликвидируя проблемы.
2. Нетрадиционные формы проверки
Однако устная проверка не дает возможность сравнить ответы разных учащихся на поставленный вопрос, и сделать вывод об усвояемости материала класса в целом. Эти проблемы можно ликвидировать с помощью тематических и итоговых письменных проверочных работ. Однако письменная работа, развернутый ответ занимают много времени, и не дают обратной связи, не дают возможность проявить творческие способности. Поэтому применяются альтернативные формы опроса, так называемые нетрадиционные тесты. Тесты с выбором ответа, тесты «Да/Нет», тесты дополнительного ответа, тесты на последовательность предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в заполнении таблиц, решение биологических задач, игры – викторины на обобщающем уроке, практические домашние задания, заполнение схем, таблиц, рисунков и т.д.
Нетрадиционные формы проверки позволяют:
· более рационально использовать время на уроке
· быстро установить обратную связь
· сосредоточить внимание на проблемах
· разнообразить формы деятельности учащихся на уроке
· определить усвоение
· систематически контролировать знания учащихся на каждом уроке
· формировать у них установку на неизбежность контроля (т.е. вести систематическую подготовку к уроку и не запускать материал).
В связи с этим целесообразно сочетать традиционные и нетрадиционные формы проверки, однако, учитывая дифференцированность времени отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
3. Биологический диктант
Данная форма опроса применяется лишь с целью лучшего запоминания биологических терминов, особенно в классах с углубленным изучением биологии. Дело в том, что не знание языка биологии затрудняет дальнейшее усвоение материала, пока учащийся вспоминает и переспрашивает непонятное слово – уходит время, он теряет нить объяснения или через некоторое время, просто записывая материал, но не понимая смысл – особенно это сказывается у учащихся старших классов. Беседуя с выпускниками, я поняла, что именно терминология облегчает усвоение материала в специализированных Вузах, за что я очень часто получала благодарность от выпускников. Дело в том, что выпускники при прочтении не акцентируют свое внимание на термины, считая это само-собой разумеющимся и понятным. Главной особенностью диктантов является еще и то, что на их проведение требуется малое количество времени.
Я приведу здесь два примера биологических диктантов, для классов с углубленным изучением биологии.
Цитология |
Кровь |
||
I вариант |
IIвариант |
I вариант |
IIвариант |
Эукариот |
Прокариоты |
Сыворотка |
Плазма |
Ретинулум |
Глинокалис |
Прививка |
Антиген |
Глинопротеид |
Муриин |
Иммунитет |
Кровяная сыворотка |
Экзоцитоз |
Осмос |
Антитело |
Резус фактор |
Кристы |
Пермеозы |
Эритроцит |
Фагоцит |
Матрикс |
Пиноцитоз |
Лейкемия |
Гемофелия |
Компартменты |
Десмосомы |
гемоглобин |
РОЭ |
ЭПР |
Гистоны |
кровь |
Вакцина |
Синапсис |
Полисомы |
|
|
Помимо этого диктанты проводятся на определение названий животных и растений, графические и цифровые. Однообразная работа утомляет учащихся и снимает к ней интерес. Поэтому диктанты могут проходить в разных формах.
А) Дешифратор. На доске задания для двух вариантов.
7-й класс: систематика растений и характеристика.
Iвариант- семейство крестоцветных
IIвариант – семейство пасленовых
1) корень у растения – стержневой
2) стебель у большинства – прямостоячий
3) листья с сетчатым жилкованием
4) околоцветник состоит из 4-х чашелистиков, 4-х лепестков
5) околоцветник состоит из 5-ти сросшихся чашелистиков и лепестков
6) в цветке 6 тычинок, 1 пестик
7) в цветке 5 тычинок, 1 пестик
8) к семейству относятся не только однолетние, но и двулетние растения
9) плод – стручок или стручечек
10) плод – ягода или коробочка
11) пастушья сумка
12) паслен черный
13) картофель
Ответы:
Семейство крестоцветных
Семейство пасленовых
Б) Таблица с названием объектов и цифр – условные обозначения. Учащиеся, слушая текст диктанта, ставят «+» или «-» под соответствующими номерами.
Например, проверка темы: Кровь. Строение клеток крови.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Эритроциты |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лейкоциты |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
1) имеют вид лепешек
2) красный цвет
3) амебоидная форма
4) бесцветные
5) образуются в костном мозге
6) погибают в печени
7) участвуют в фагоцитозе
8) не имеют ядра
9) участвуют в образовании желчи
10) имеют ядро
11) открыты И.И. Мечниковым
12) хранятся в селезенке
В) Диктант – краткий ответ на вопрос.
Диктант для 7-х классов с углубленным изучением биологии, тема: Кишечнополостные.
I вариант
1. По каким признакам выделен тип кишечнополостных?
2. Сравнить гаструлу и строение тела гидры.
3. Какие слои выделяют в теле гидры?
4. Какая симметрия характерна для типа кишечнополостных? С чем это связано?
5. Как поступают и выбрасываются продукты пищеварения у гидры?
6. На какой стадии гидра зимует?
7. Какие кишечнополостные образуют колонии?
8. Почему появляются такие формы жизни?
9. Перечислите основные классы типа кишечнополостных.
Для проверки знаний терминов мною проводятся диктанты определений, но определяемое слово не называется.
Диктант для 9-ых классов, тема: Зрение.
I вариант
1. Оболочка, защищающая глазное яблоко от механических и технических повреждений, а также микроорганизмов, называется…
2. Роль питания глаза играет оболочка, которая называется…
3. Передняя часть сосудистой оболочки называется…
4. Отверстие, регулирующее поступление света на сетчатку называется…
5. Оболочка, на которой фиксируется изображение…
6. Часть зрительного анализатора, по которому идут импульсы в ЦНС, называется…
7. Зона коры полушария, где происходит окончательное различение зрительных раздражений, называется…
Для текущей проверки удобно использовать цифровой или буквенный диктант.
Диктант для 10-ых классов с углубленным изучением биологии.
Тема: Нуклеиновые кислоты.
Задание: выбрать из перечисленного – особенности строения ДНК (РНК).
Вопросы:
1. Состоит из нуклеотидов.
2. Состоит из аминокислот.
3. Состоит из двух спиралей.
4. В состав входят нуклеотиды АТГЦ
5. Участвуют в биосинтезе белка
6. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации
7. В состав нуклеотидов входит АУГЦ
8. В состав сложного мономера входит дезоксорибоза
9. Встречается несколько разновидностей
10. В состав нуклеотидов входит рибоза
11. Участвует в процессах обмена веществ
12. Молекула имеет вид одиночной спирали
Хочу отметить, что все вышеперечисленные задания, требуют предварительного обучения приемам их выполнения и систематического применения их на уроках. При проверке знаний учащихся важно чередовать различные формы опроса, а овладение технологией в дальнейшем позволит проводить интегрированные работы.
Еще одна нетрадиционная форма проверки знаний учащихся – тестовые задания.
Формы тестовых заданий
Какие органы выделяют гармоны в кровь |
Какую функцию не выполняет печень в организме |
Ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы называется |
Нейрон – это… |
Основные признаки, по которым можно выбрать в коллекции членистоногих насекомых это… |
1. слезные и потовые железы |
1. пищеварение |
1. регенерация |
1. нервный импульс |
1. три пары ног |
2. печень и железы желудка |
2. барьерная функция |
2. возбуждение |
2. нервная клетка |
2. хитиновый покров |
3. щитовидная железа и гипофиз |
3. обмен веществ |
3. поведение |
3. нерв |
3. крылья |
4. аппендикс и селезенка |
4. гуморальная регуляция |
4. рефлекс |
4. серое вещество |
4. членистые конечности |
В качестве проверки очень важно использовать рисунки. Это развивает образное мышление учащихся, учит распознавать объекты и устанавливать между ними связь.
Задания с рисунками
При длительном применении различных тестовых форм, я постепенно предлагаю тесты с выбором нескольких правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти. Эти задания побуждают к аналитической деятельности.
Пример:
Какова роль листа в жизни растений
1. Осуществление поглощения воды и минеральных солей.
2. В нем происходит фотосинтез.
3. Выполняет опорную функцию.
4. Выполняет функцию испарение воды.
5. Используются животными для питания.
6. Может выполнять функцию размножения.
Очень часто при проверке знаний о классификации растений и животных я использую только правильные ответы, которые необходимо распределить в группы. Учащимся необходимо систематизировать ответы.
Например: Распределите представителей кишечнополостных по основным систематическим группам:
Класс |
Представители |
Гидроидные |
|
Коралловые полипы |
|
Сцифоидные |
|
1. Крестовичок
2. Конская актиния
3. Красный коралл
4. Гидра зеленая
5. Корнирот
6. Аурелия
7. Физалия
8. Коралл – органчик
9. Циспея
10. Гидра бурая
Можно предложить выполнение этого задания по вариантам:
I вариант |
II вариант |
||
Класс |
Представитель |
Класс |
Представители |
Королловые полипы |
|
Сцифоидные |
|
Для активизации мыслительной деятельности с целью проверить, у учащихся, умение устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами и другим. Много применяются задания на установление последовательности процессов.
Предлагается определить правильную последовательность процессов.
Например, определите этапы зародышевого развития позвоночных животных.
А) Бластула – дробление – зигота – гаструла – организм – нейрула
Б) Зигота – дробление – бластула – гаструла – нейрула – организм
В) Гаструла – дробление – бластула – нейструла – зигота – организм
Г) Зигота – дробление – гаструла – бластула – нейрула – организм
В тех случаях, когда учащимся еще сложнее излагать учебный материал (это первые вводные темы, компенсирующие классы и т.д.) много используются задания с пропущенными в тексте словами. Такие тексты находятся в рабочей тетради по биологии.
Например:
Аскариды раздельно полые. Органы размножения самки, …, самца …Ежедневно самка откладывает около … яиц. Большая плодовитость обеспечивает сохранение яиц в природе т.к. большинство из них не попадает в организм …, и гибнет. Яйца покрыты … оболочкой. Из кишечника человека они попадают … Через 2-3 недели в яйце развивается … Если яйца с личинками попадут в … человека, то произойдет заражение аскаритозом. Когда человек заболевает аскаритозом, то под микроскопом в его кале обнаруживают … аспарид.
Еще одна форма позволяет проконтролировать умение приводить знания в систему, анализировать и выделять наиболее существенное, работая по таблице.
Важное место при обучении биологии отводится не только контролю знаний, но и контролю умения и навыков. Такие умения, как определить растения или животные. Для определения растений, мною на уроках, проводятся проверочные работы с гербарным материалом по карточкам определителям. Здесь после изучения семейства, для практического знакомства предлагается работа с определителем, как всему классу, так и отдельным ученикам. При наблюдении за опытами, мною предлагается также, оформление практических работ дома, самостоятельно.
При изучении темы «Особенность внешнего строения листа» учащимся предлагается провести самостоятельное описание листьев по гербариям, которые они заготавливают самостоятельно летом в качестве летнего задания. Учителю сдается гербарий и описание листа.
В качестве домашних практических заданий в курсе Ботаники я предлагаю учащимся, для закрепления знаний, практическую работу руками с объектами изучения и дополнительную исследовательскую деятельность.
Следующие темы практических работ:
· Многообразие соцветий
· Классификация плодов
· Способы распространения плодов и семян …
Исходным материалом служит то, что ученики заготавливают в качестве летнего задания. Так например, в теме «Разнообразие плодов», учащиеся приносят свои заготовленные плоды (заранее собранные летом). На уроке мы систематизируем плоды, называем растения, к которым они принадлежат, и я делаю акцент на том, что плод это очень важный признак, по внешнему виду которого, можно определить имя хозяина. Дома учащиеся самостоятельно оформляют коллекцию и как закрепление, и как самостоятельное исследование того, что мы не успели разобрать совместно. Таких практических работ достаточно много в курсе ботаники .
Во время проведения опроса знаний я сочетаю различные его формы, так например: наряду с тестами, или работе по карточке учащимся предлагается определить растение, осуществить полив, посадку и т.д.
В одной работе так же возможно сочетать и тест, и рисунок, и еще одна форма тестирования, где в качестве ответа используется либо утверждение, либо отрицание («Да /Нет»).
Пример:
1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.
2. Все пресмыкающиеся, за исключением змей, четвероногие животные.
3. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
4. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.
5. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
6. Развитие у пресмыкающихся прямое, без личинок.
7. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них роль жала.
8. Самые крупные из ныне живущих на Земле пресмыкающихся крокодилы и черепахи.
9. Все пресмыкающиеся заглатывают пищу целиком.
10. Ужи – ядовитые змеи.
11. Предки змей имеют ноги.
12. Температура у пресмыкающихся постоянная, но не высокая.
13. Легкие пресмыкающиеся ,,,,,,,,,,,,,,,,
14. Кровь крокодила смешанная, хотя сердце четырех-полярное.
Еще один вариант опроса – задания со свободным ответом или практическое задание.
Достаточно интересно, в качестве опроса, организовать обсуждение и решение биологических задач, здесь я предлагаю два варианта.
Первый:
На обобщающем уроке задачи решаются на скорость, кто наберет более всего фишек за правильность решения, получает отличную оценку.
Второй:
Перед продолжением темы на стенде, предлагаются задачи по теме и тот, кто раньше сдаст ответы на задачи, получает положительную оценку.
Такая методика способствует мобилизации внимания учащихся к учебной информации, сообщаемой учителем, и побуждает выяснить те или иные вопросы.
Примеры задач.
1) У моржа изо рта выступает два крупных бивня. Что представляют из себя эти образования? Какое значение они имеют в жизни моржа?
2) Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы не была голодна. Почему?
3) Тюлени полуводные животные, они не могут обойтись без суши или ледяного поля. Почему?
Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств физического и индивидуального развития личности. В качестве итогового урока часто применяются игры, которые так же позволяют оценить полученные знания, например игра «Что? Где? Когда?». Для каждой игры подготавливаются 15-20 вопросов в специальных ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, - это годовой турнир. Класс делится на команды по 6 человек. В конце обучающих уроков, в течение 10 минут проводится игра. Команды получают задания и пишут свои ответы. Результаты и анализ проводятся сразу. После окончании четверти подводится итог и подсчитывается рейтинг, который и оценивается на «5». Делается это так: например из 6 команд на 3 вопроса №3 правильно ответили 2 команды – рейтинг вопроса – 4 ( 6 команд – 2 правильно ответивших – 4). Как известно, лучше всего усваиваются знания, полученные в процессе собственных умственных усилий.
Тема: Рыбы. Карточка №1
1. Общие вопросы
Как объяснить название рыба солнце, рыба химера, рыба хирург?
2. Окраска
Существует ли серебряная рыба?
3. Кожа и чешуя рыб
У каких древних рыб чешуи находятся под кожей, покрывают голову, челюсти и небо, даже образует зубы?
4. Органы чувств рыб
Ощущают ли рыбы запах?
Где глаза у камбалы?
Где находятся органы слуха рыб и какие звуки они слышат?
5. Поющие рыбы
Какие звуки могут издавать рыбы и каким образом?
6. Движение рыб
Какие рыбы ходят по дну, передвигаясь плавниками?
7. Размножение и забота о потомстве
Какие рыбы вынашивают икру во рту?
Какие рыбы мечут икру лишь один раз в жизни?
У каких рыб самец и самка неразлучны всю жизнь?
Проверка знаний на обобщающих уроках в форме игры, ненавязчива, не вызывает неприятные ощущения, игра вырабатывает нравственные критерии, вырабатывает понятие справедливости, честности, ответственности.
Творческие задания так же являются интересной формой контроля, позволяющей проявить творческие способности учащихся. Например, сказка по теме «Клетка», или нарисуйте уровни организации живой природы (см. приложение).
Некоторые темы при небольшом количестве учебных часов, требуют усвоения большого количества материала. Для решения этих задач, учащимся предлагается самостоятельная работа с различными источниками. В зависимости от поставленных целей и задач, учащимся предлагается подготовить сообщение, доклад (в старших классах) реферат. Начиная с пятого класса, я постепенно готовлю детей к такой работе, начиная с самой простой творческой формы – сообщения на 3-5 минут. При этом, материал должен быть изложен в виде рассказа, а не чтения, не допускается употребление терминологии, которая не понятна выступающему. Одно из правил: называть, поясняя, что это значит или не называть вообще. В сообщении должен просматриваться четкий план изложения, в связи с заданной темой. Информация должна быть интересной и в то же время научно-популярной. Моя задача научить детей не боятся выступать перед аудиторией, научить их доступно излагать информацию, при подборе материала – выбирать наиболее яркое и интересное (см. Приложение №4).
Учащиеся совместно со мной дают оценку каждому сообщению, с учетом вышеизложенных требований. Также, сообщения, как правило, предлагаются при изучении тем по систематики растений и других тем. Например: «основные с/х культуры». На обобщающем уроке проводится тест, составленный на базе сообщений. Готовится он группой старшеклассников и мною. Пример такого теста: контрольная – викторина, по теме «Сельскохозяйственные культуры».
Фрагмент заданий:
1. Сорт – это …..
А) Совокупность организмов с определенными наследственными признаками, созданными в природе.
Б) Особь, обладающая характерным комплексом признаков, которые переданы по наследству.
В) Особь, обладающая характерными качествами, комплексом признаков, передающихся по наследству.
2. К методам селекции можно отнести?
А) отбор
Б) внесение удобрений, создание благоприятных условий
В) скрещивание различных видов
3. Родина чая – это …..
А) Индия
Б) Китай
В) Япония
4. Чай – это …..
А) дерево
Б) кустарник
5. Родина пшеницы
А) Вавилон
Б) Рим
В) Египет
6. Пшеница, высеваемая ранней весной?
А) яровая
Б) твердая
В) озимая
7. Растение, у которого употребляется в пищу пазушные почки?
8. Второй хлебный злак, Родина которого – Индия?
А) рожь
Б) пшеница
В) рис
9. «Яблоко любви» заживляет гнойные раны, Родина которого Америка (назовите).
10. Двулетнее растение. У этой с/х культуры в пищу употребляют лист, почту, соцветие, стебель.
11. Священное растение древней Греции, символ устройства вселенной. Возбуждает энергию. Лечит глазные болезни.
12. С/х культура с ядовитыми ягодами, но ценнейший продукт, Родина которого Перу. Что это?
Постепенно от сообщений мы переходим к докладам, в 8-9 классах, а в 10-11 классах учащиеся выполняют рефераты. Особенно интересной является подготовка рефератов и их защита по теме «Возникновение жизни на Земле». Такой урок проходит в виде семинара, обсуждение работ пользуется огромной популярностью у старшеклассников.
Помимо вышеназванных форм оценки знаний, есть и творческие отчеты об экскурсии. Оценку таких работ я предлагаю дать старшеклассникам, которые, на факультативных курсах, делают анализ работ, выбирают лучшую и пишут рецензию на ответы.
В старших классах в качестве тематической проверки проходят зачеты, как устные по группам, так и интегрированные письменные, в которые включаются тесты, задания со свободным ответом, рисунок, таблица, схема. В течение года проходит несколько таких зачетов, что позволяет осуществлять систематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам знаний, по ряду тем, проверить уровень усвоения школьниками всей системы знаний, преодолеть главный недостаток – выставления отметки за знание ограниченного круга вопросов, это особенно важно для специализированных классов, с углубленным изучением предмета. Перед зачетом целесообразно проводить ,,,,,,,,,,,,,,,,. В классах с углубленным изучением для этого существуют спаренные уроки, что обеспечивает проведение зачетов, конференций.
И, наконец, итоговая проверочная работа за год. Она предполагает проверку усвоения большего объема учебного материала, чем в тематических проверочных работах. Здесь сочетается, как традиционная, так и нетрадиционная форма опроса.
Итоговая проверочная работа по биологии 6 кл. Ботаника.
1. Органами цветкового растения являются?
А) корневой волосок, околоцветник
Б) тычинки, пестик, корневой ,,,,,,,,,,,,,,,,,
В) корень и побег
Г) кора, чашечка и венчик
2. Роль корня в жизни растения состоит в …?
А) образование органических веществ
Б) поглощение органических веществ из почвы (воды и мин. солей)
Г) опыление и оплодотворение растений
3. Что представляет собой побег?
А) лист и корень
Б) верхушка стебля
В) верхушка корня
Г) стебель с расположенными на нем листьями и почками
4. Какой цифрой на рисунке обозначено устьице?
Какой буквой обозначено обоснование вашего выбора?
А) состоит из клеток, не содержит хлоропласт
Б) клетки имеют сильно удлиненную форму
В) состоит из двух замыкающихся клеток, содержащих хлоропласты и щели щели между ними
Г) состоит из крупных рухлорасположенных клеток
5. Какой цифрой на рисунке обозначена древесина?
Какой буквой обозначено обоснование вашего выбора?
А) В ней расположены сосуды.
Б) В ней расположены лубные волокна.
В) В) В ней находятся ситовидные трубки
Г) Г) Она состоит из мелких живых, постоянно делящихся клеток.
6. Нарисуйте клетку кожицы лука и сделайте обозначения.
7. Что такое фотосинтез?
А) Образование органических веществ из и воды на свету.
Б) Расщепление органических веществ с освобождением энергии.
В) Поглощение веществ из почвы.
Г) Минеральное питание растений.
8. Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по:
А) коре
Б) древесине
В) сердцевине
Г) ,,,,,,,,,,,,,,,,,,
9. Подземный побег отличить от корня можно по наличию у него
А) почек
Б) корневого ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
В) главного корня
Г) корневых волосков
10. Растения выделяют в процессе:
А) питания
Б) дыхания
В) сна
Г) фотосинтеза
11. Какой цифрой на рисунке обозначен видоизмененный побег?
Какой буквой обозначено обоснование вашего выбора?
А) Состоит из главного и боковых корней.
Б) Имеет все органы растения в зачаточном виде.
В) В) Имеет стебель листья и почки.
Г) Г) Состоит из множества цветков.
12. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки?
А) зародыш
Б) семя
В) эндосперм
Г) околоцветник
13. Вегетарианское размножение представляет собой размножение:
А) семенами
Б) спорами
В) ,,,,,,,,,,,,,,,
Г) плодами
14. Какова роль оболочки в клетке?
А) Выполняет защитную функцию.
Б) Осуществляет связь между частями клетки.
В) Обеспечивает сходство с дочерними клетками ,,,,,,,,,,,,,,,,,
15. Как можно увидеть клетку кожицы чешуи лука?
А) простым глазом
Б) в ручную лупу
В) под микроскопом рассмотреть микропрепарат
Г) рассмотреть под микроскопом всю луковицу
16. В чем проявляется связь растений со средой обитания?
А) Поглощение и минеральных солей из почвы.
Б) Передвижение веществ в растении.
В) В движении цитоплазмы в клетке.
Г) В размножении семенами.
Дополнительная часть
17. В чем проявляется приспособленность к использованию света?
А) клеточное строение
Б) в строении стебля
В) в наличии ,,,,,,,,,,,,,,,
Г) в строении и расположении листовой пластинки
18. В основе полового размножения лежит:
А) оплодотворение
Б) деление клеток
В) образование спор
Г) роста растений
19. Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?
А) Они обеспечивают живые организмы энергией.
Б) Очищают воздух ,,,,,,,,,,,,,,,
В) Убежище для животных
Г) Насыщают воздух влагой.
20. Рассмотрите ветку дерева или кустарника (сирень, жасмин), найдите генеративные почки и поясните, как вы их определили.
Использование мною на уроках различных форм опроса предполагает дифференцированный подход, способствует применению знаний на базовом и повышенном уровне. Задания для проверки знаний на базовом уровне должны быть несложными и соответствовать требованиям обязательной общеобразовательной подготовки школьников. В то же время, я ограничиваюсь проверкой только минимального уровня. Для учащихся, занимающихся в классах углубленного или расширенного обучения, я использую более сложные задания, ориентирующие на разнообразные виды деятельности; не только раскрывающие содержание того или иного вопроса, но и доказывающие обоснованные факты, объяснять биологические явления. Дифференцированный подход позволяет выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне. При составлении и подборе заданий я обращаюсь к различным учебным пособиям. Задания должны быть интересными и разнообразными.