Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Методическая разработка урока «Особенности ВНД человека» 8 класс.

Учитель биологи Повышева Ирина Валентиновна

ГОУ СОШ №249 им. М.В.Маневича

 

Цели урока

Познавательная: восприятие учащимися и первичное осознание новых знаний, осмысливание связей в объектах изучения, создание учебной мотивации.

Развивающая: формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и предположения,

Воспитательная: воспитание активности, наблюдательности, сообразительности.

 

Задачи урока

- ввести понятия: сознание, абстрактное мышление, первая и вторая сигнальная система

- выяснить значение речи для развития мышления человека

- сформулировать различия рассудочной деятельности человека и животных

 

1.Инициация:

Учитель:

- Неизвестно, насколько достоверна эта история, но один учёный решил понаблюдать за поведением шимпанзе. Он оставил обезьяну одну в комнате и вышел, а через некоторое время заглянул в замочную скважину и увидел……. что с другой стороны на него смотрит любопытный карий глаз. Шимпанзе подсматривал, что делает учёный.

Учитель :

Если на прошлом уроке мы с вами смотрели - что же сделает шимпанзе в той или иной ситуации, то сегодня  будем смотреть и с другой стороны. Затем сравним поведение.

 

2.Вхождение или погружение в тему:

Повторение понятий:

-Что такое рассудочная деятельность?

-Какие формы рассудочной деятельности можно встретить у животных?

Проблемная ситуация. «Мозговой штурм»

 

Учитель предлагает проблемную ситуацию

Ученики предлагают свои варианты и объясняют почему.

Формулируется представление об отличиях рассудочной деятельности человека

Учитель:

 Шимпанзе Рафаэль, находясь в комнате, несколько раз наблюдал за тем, как человек использовал воду из крана для тушения огня.

Затем зажгли спиртовую горелку, и Рафаэль взял кружку с водой, открыл кран, налить в кружку воды и потушить огонь в спиртовой горелке, за которым лежало яблоко или конфета. Когда воды в кране не оказалось, он взял бутылку с водой и вылил ее на пламя.

С этим багажом знаний Рафаэля погрузили однажды на плот, плавающий по колтушинскому озеру, и предложили ему решить знакомую задачу — погасить спиртовку и добыть себе лакомство. Кружку положили в ящик здесь же на этом плоту. Рядом с ящиком положили шест. А на втором плоту поставили бак с водой, снабженный краном.

Как вы думаете, что сделал Рафаэль?

Ученики: предлагают свои варианты и объясняют почему.

 

Как же происходило дальше?

Как только Рафаэлю дали возможность действовать, он открыл ящик, достал кружку, перебросил жердь на другой плот, перебрался на него, налил в кружку воды и, вернувшись назад, залил огонь и достал приманку.

 

А что бы сделал человек?

 

Результат В итоге формируется представление о способности человека обобщать явления и предметы и о том что мышление обезьян чаще имеет конкретный характер.

 

3.Интерактивная лекция

Проблемный вопрос

Цель:стимулирование активности учеников, формирование логического мышления, позволяет оценить уровень понимания материала

Проведение:

Учитель: Попробуйте объяснить выражение «Слово как сигнал сигналов»

Используется презентация к уроку

Слайд

Учитель предлагает обобщить то, что изображено на слайде.

Ученики для обобщения предлагают слово - «вода»

 

Проблемный вопрос

Цель:Создание проблемной ситуации, стимулирование активности учеников

Проведение:

Учитель: Почему у человека появилась возможность использовать слова для обобщения?

Результат;Высказываются предположения о сложности и особенностях строения головного мозга человека

Слайд

Расположение центров речи в коре больших полушарий.

Слайд

Нарушения в различных центрах речи приводят к разрыву связей и  различным речевым расстройствам.

Слайд

Способы передачи информации с помощью слов могут быть различными

Проблемный вопрос

Цель:Создание проблемной ситуации стимулирование активности учеников

Проведение:

Учитель: Почему речь нарушается у человека при левостороннем инсульте.

Результат;Приходим к выводу, что центры речи у большинства людей расположены в левом полушарии

 

4. Проработка содержания темы

«Право на ошибку»

Цель:Сформулировать основные отличия рассудочной деятельности человека

Проведение:Ученикам предлагается таблица, в которой сделаны ошибки.

Результат:  Исправляются ошибки, сделанные в таблице.

Характеристика первой и второй сигнальной системы

Первая сигнальная система

Вторая сигнальная система

Сигналом является слово, которое обобщает конкретные понятия

Сигналом является конкретное явление, предмет, событие

Даёт возможность приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды путём адаптивного поведения

Даёт возможность накапливать опыт, передавать его из поколения в поколение, изменять окружающую среду

Связана с формированием социальных норм поведения (мораль, этика)

Удовлетворяет биологические потребности человека в пище, защите, размножении

С работой этой системы непосредственно связано абстрактное мышление

Не связана с абстрактным мышлением

У людей данная система не является преобладающей

У людей эта система преобладает и хорошо развита

 

5. Рефлексия

«Теперь я знаю…»

Цель:Выявление уровня осознания пройденного

Проведение:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Использованная литература, источники информации:

1.Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб, 1995

2.http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

3.http://rcbkb.com/ru/images/Image60.gif

4http://tbn1.google.com/images?q=tbn:9Wupn3D3-RnUGM:http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/03-01.jpg

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»