Методическая разработка урока «Особенности ВНД человека» 8 класс.
Учитель биологи Повышева Ирина Валентиновна
ГОУ СОШ №249 им. М.В.Маневича
Цели урока
Познавательная: восприятие учащимися и первичное осознание новых знаний, осмысливание связей в объектах изучения, создание учебной мотивации.
Развивающая: формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и предположения,
Воспитательная: воспитание активности, наблюдательности, сообразительности.
Задачи урока
- ввести понятия: сознание, абстрактное мышление, первая и вторая сигнальная система
- выяснить значение речи для развития мышления человека
- сформулировать различия рассудочной деятельности человека и животных
1.Инициация:
Учитель:
- Неизвестно, насколько достоверна эта история, но один учёный решил понаблюдать за поведением шимпанзе. Он оставил обезьяну одну в комнате и вышел, а через некоторое время заглянул в замочную скважину и увидел……. что с другой стороны на него смотрит любопытный карий глаз. Шимпанзе подсматривал, что делает учёный.
Учитель :
Если на прошлом уроке мы с вами смотрели - что же сделает шимпанзе в той или иной ситуации, то сегодня будем смотреть и с другой стороны. Затем сравним поведение.
2.Вхождение или погружение в тему:
Повторение понятий:
-Что такое рассудочная деятельность?
-Какие формы рассудочной деятельности можно встретить у животных?
Проблемная ситуация. «Мозговой штурм»
Учитель предлагает проблемную ситуацию
Ученики предлагают свои варианты и объясняют почему.
Формулируется представление об отличиях рассудочной деятельности человека
Учитель:
Шимпанзе Рафаэль, находясь в комнате, несколько раз наблюдал за тем, как человек использовал воду из крана для тушения огня.
Затем зажгли спиртовую горелку, и Рафаэль взял кружку с водой, открыл кран, налить в кружку воды и потушить огонь в спиртовой горелке, за которым лежало яблоко или конфета. Когда воды в кране не оказалось, он взял бутылку с водой и вылил ее на пламя.
С этим багажом знаний Рафаэля погрузили однажды на плот, плавающий по колтушинскому озеру, и предложили ему решить знакомую задачу — погасить спиртовку и добыть себе лакомство. Кружку положили в ящик здесь же на этом плоту. Рядом с ящиком положили шест. А на втором плоту поставили бак с водой, снабженный краном.
Как вы думаете, что сделал Рафаэль?
Ученики: предлагают свои варианты и объясняют почему.
Как же происходило дальше?
Как только Рафаэлю дали возможность действовать, он открыл ящик, достал кружку, перебросил жердь на другой плот, перебрался на него, налил в кружку воды и, вернувшись назад, залил огонь и достал приманку.
А что бы сделал человек?
Результат В итоге формируется представление о способности человека обобщать явления и предметы и о том что мышление обезьян чаще имеет конкретный характер.
3.Интерактивная лекция
Проблемный вопрос
Цель:стимулирование активности учеников, формирование логического мышления, позволяет оценить уровень понимания материала
Проведение:
Учитель: Попробуйте объяснить выражение «Слово как сигнал сигналов»
Используется презентация к уроку
Слайд
Учитель предлагает обобщить то, что изображено на слайде.
Ученики для обобщения предлагают слово - «вода»
Проблемный вопрос
Цель:Создание проблемной ситуации, стимулирование активности учеников
Проведение:
Учитель: Почему у человека появилась возможность использовать слова для обобщения?
Результат;Высказываются предположения о сложности и особенностях строения головного мозга человека
Слайд
Расположение центров речи в коре больших полушарий.
Слайд
Нарушения в различных центрах речи приводят к разрыву связей и различным речевым расстройствам.
Слайд
Способы передачи информации с помощью слов могут быть различными
Проблемный вопрос
Цель:Создание проблемной ситуации стимулирование активности учеников
Проведение:
Учитель: Почему речь нарушается у человека при левостороннем инсульте.
Результат;Приходим к выводу, что центры речи у большинства людей расположены в левом полушарии
4. Проработка содержания темы
«Право на ошибку»
Цель:Сформулировать основные отличия рассудочной деятельности человека
Проведение:Ученикам предлагается таблица, в которой сделаны ошибки.
Результат: Исправляются ошибки, сделанные в таблице.
Характеристика первой и второй сигнальной системы
Первая сигнальная система |
Вторая сигнальная система |
Сигналом является слово, которое обобщает конкретные понятия |
Сигналом является конкретное явление, предмет, событие |
Даёт возможность приспосабливаться к существующим условиям окружающей среды путём адаптивного поведения |
Даёт возможность накапливать опыт, передавать его из поколения в поколение, изменять окружающую среду |
Связана с формированием социальных норм поведения (мораль, этика) |
Удовлетворяет биологические потребности человека в пище, защите, размножении |
С работой этой системы непосредственно связано абстрактное мышление |
Не связана с абстрактным мышлением |
У людей данная система не является преобладающей |
У людей эта система преобладает и хорошо развита |
5. Рефлексия
«Теперь я знаю…»
Цель:Выявление уровня осознания пройденного
Проведение:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
Использованная литература, источники информации:
1.Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб, 1995
2.http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
3.http://rcbkb.com/ru/images/Image60.gif
4http://tbn1.google.com/images?q=tbn:9Wupn3D3-RnUGM:http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/03-01.jpg