Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Демещенко И.А.

ГБОУ СОШ №217 Красносельского района им. Н.А. Алексеева

Статья

Формирование метапредметных и личностных результатов при работе с живыми объектами
на уроке биологии

Демещенко Ирина Александровна

Биология - наука о жизни, поэтому  задача учителя - помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы.
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами.

В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Восполнить пробел помогает использование натуральных живых объектов на уроке.

Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке, чтобы приготовить раздаточный материал, а вредителей, поселившихся на растениях, собрать для коллекций, для использования в качестве раздаточного материала.

В кабинете биологии можно содержать живые объекты, которые целесообразно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми по содержанию и уходу, отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

Из животных в кабинете биологии рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек дрозофил, некоторые виды земноводных, рыбы, пресмыкающиеся.  Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только как иллюстрации к учебному материалу, но и как доказательство правильности научных рассуждений

При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе с учетом их роли в оформлении интерьера.

Наблюдение и исследование живых  организмов на уроке не только демонстрирует их гармоничность и многообразие связей, в которые они вписаны, но и способствует формированию эстетического чувства.

Например, при формирование метапредметных и личностных результатов при работе с живыми объектами в 6 классе при изучении темы «Лишайники» целью урока является  создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Планируемыми предметными результатами для учителя на данном уроке является формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов, умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.

К планируемым метапредметным и личностным результатам данного урока можно отнести:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений,
  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации,
  3. формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативными УУД являются формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

К личностным УУД можно отнести осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости.

Задачами  урока являются:

Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

На данном уроке используется мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, бумага, фломастеры, клей, ножницы, линейка, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.

В уроке можно выделить несколько этапов: мотивационный, этап актуализации знаний, выявления затруднения путем создания проблемной ситуации, построение проекта выхода из затруднения, реализация построения проекта, первичное закрепление изученного материала, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, этап обобщения, рефлексия и оглашение  домашнего задания.

На первом этапе уроке происходит мотивация (самоопределение) к учебной деятельности -  учитель приветствует учащихся, организует ребят для работы в группах, осуществляется актуализация знаний, полученных ранее.

На данном этапе формируются  такие коммуникативные УУД как способность раскрывать полученные знания, оформлять свои  мысли в устной форме. Познавательные УУД - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

На втором этапе происходит  актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения о лишайниках. Идет формирование познавательных УУД - умение высказывать предположение на поставленный вопрос, формируется способность проявлять познавательную инициативу.

На третьем этапе урока происходит выявление места и причины затруднения путем  создания проблемной ситуации. Данный этап урока способствует формированию регулятивных УУД - умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока).

На четвертом этапе урока осуществляется построение проекта выхода из затруднения определяется – определяется цель и тема, способ, план, средство.

Регулятивные  УУД  данного этапа урока: формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД - формирование умения анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД - формирование умение составлять план решения проблемы (выполнение проекта).

Коммуникативные УУД - способность свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других.

На пятом этапе урока происходит реализация построения проекта. Учащиеся работают в группах по заданиям, готовят выступающих, оформляют страничку рукописной книги “Лишайники”, используя дополнительный материал, фотографии лишайников, Интернет. Заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, оценивают подготовленные рукописные странички.

Коммуникативными УУД данного этапа урока являются:

1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД -  формирование умения владеть смысловым чтением, выделять главное, формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации, озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

Шестой этап урока - первичное закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.

Учитель проводит конкретизацию первичных знаний, просит ответить на вопросы.

На данном этапе формируются регулятивные УУД - умение давать развернутые ответы.

Коммуникативные УУД - свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

На седьмом этапе проводится самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

В результате идет формирование регулятивных УУД - умение адекватно оценивать свои знания и умения, умение определять степень успешности своей работы.

Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы.

В конце урока - рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Учащимся предлагается дать самооценку  своей  работы  в листах самооценки.

Этап рефлексии способствует формированию  таких личностных УУД, как способность называть тему урока, цели, отмечать наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Учащиеся отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

К познавательным УУД данного этапа урока относятся: анализ, построение логической цепи рассуждений.

К личностным УУД: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

В конце урока подводятся  итоги урока, предлагается несколько вариантов домашнего задания. Учащиеся  осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике - идет формирование коммуникативных УУД.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»