Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Условия развития познавательной активности школьников на уроках Саркисян Сильвана, Рафиковна, учитель биологии, ГБОУ школа №574, г. С-Петербург, Россия 1.В каком возрасте школьника можно заинтересовать научными достижениями? 2.Какие методы популяризации достижений науки и технологий эффективны в начальной, средней и старшей школе? 1.Информация о проведенных статистических исследованиях, изложенная в известных источниках, позволяет сделать вывод: большинство людей, посвятивших свою жизнь науке 37%), заинтересовались ею в начальной школе. Меньшая часть будущих научных сотрудников (18-20%) увлеклись ею в основной и старшей школе. Следовательно, к популяризации научных достижений и технологий в начальной школе нужно отнестись серьезно. Принимая во внимание возрастные особенности восприятия информации младшими школьниками, заинтересовать их наукой для профессионала не представляет сложности. Не отягченный вопросами практического применения, в этом возрасте ребенок непосредственен, доверчив и открыт всему новому. Мастерство учителя заключается в том, чтобы заинтересованность поддержать, развить, используя имеющиеся у него ресурсы. Хочу отметить, что некоторые ребята приходят в школу уже со сформировавшимся интересом к науке. Не всегда это одаренные дети, но определенно с научным складом ума. Задача учителя начальной школы эти способности выявить и в дальнейшем поддержать, используя высокую заинтересованность таких детей наукой как средство развития мотивации к обучению у детей со средними способностями. Увлечь ребенка научными исследованиями возможно с самого раннего школьного возраста и поддерживать его интерес на протяжении дальнейшего обучения с той особенностью, что чем младше ученик, тем это взаимодействие успешнее.2. Чем старше школьник, тем больше усилий требуется наставникам для приобщения его к науке, тем сложнее ему самому дается восприятие новой информации. С годами формируется зависимость от стереотипов, навязанная обществом, которая в целом не способствует проявлению личности, в науках в том числе. Очевидно, что на разных этапах взросления ребенка учитель нуждается в необходимости применения разных методов «возбуждения» у детей интереса к наукам. В настоящее время научно-исследовательская деятельность ведется с раннего школьного возраста, т.е. с начальной школы. Главные принципы, которых необходимо придерживаться в популяризации науки в начальной школе: Учитывать степень адаптации детей к восприятию новой информации. Обеспечить определенную степень свободы и самостоятельности в проведении исследований. Ориентироваться на работу первой сигнальной системы ребенка в восприятии опыта (во время подготовки и проведения исследования что-то можно потрогать, понюхать, услышать и т.д.). Организовать массовость учебной деятельности - приобщить к проведению «опыта» каждого ученика и постараться избежать при этом формального подхода, популярного сегодня в школе: «лишь бы было на что-то похоже». Принципы, поддерживаемые для эффективной популяризации науки в среднем и старшем звене, базируются на трех, изложенных выше. К ним добавляются некоторые, связанные с юношеским максимализмом, нигилизмом, грузом приобретенных комплексов, стереотипов и прочими отягчающими процесс развития обстоятельствами. Строить уроки необходимо так, чтобы обязательно коснуться вопросов: Что важнее славы и денег? (изъять наших учеников из числа большинства людей, которым это непонятно). Кто они – люди науки? Что происходит с ними в жизни и в науке? (информацию сортировать, дабы наши подопечные не страшились науки всю оставшуюся жизнь). Как поднять авторитет науки в современном обществе. Пример популяризации науки в начальной школе – демонстрация реактивного движения воздушного шарика под действием движения струи воздуха. В средней и старшей школе заинтересовать учеников, к примеру, теорией чисел можно, обсуждая с ними вопрос: «Какие операции происходят в банкомате, когда он выдает нам деньги после введения карты?» Можно задать этот вопрос в качестве дополнения к уроку алгебры с использованием ресурсов интернета и оформить свое мини-исследование в форме презентации на 5-6 слайдов. Очень продуктивно! Ребята каждый своим путем приходят к выводу, что когда мы вводим карту в банкомат, данные шифруются и для этой шифровки используются серьезные математические теоремы, которые были доказаны вовсе не для этого, а просто так. Почти все, с чем мы соприкасаемся в своей повседневной жизни, - мобильные телефоны, компьютеры, основывается на числовых кодах, которые были изобретены в 19, 20 веках – базируется на старых результатах научной работы. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как? Как вызвать интерес к учёбе? Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности? Как повысить мотивацию? Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала? Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении? Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования? Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить, как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащихся, как: Познавательная активность на уроке; Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку; Умение активно работать с учебным материалом; Самостоятельность в решении биологических задач; Стремление к выполнению заданий повышенной трудности; Активное участие в коллективной работе биологического направления; Интерес к профессиям типа «Человек – Природа» (ветеринар; агротехник, врач; генетик и др.).Чтобы сформировать познавательную активность учащихся при изучении биологии, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации — проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.2 этап работы (организационно – исследовательский). При изучении биологии различают следующие виды предметной деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, преобразовательная, коммуникативная. Для этого необходимо обратить внимание на развитие способов взаимодействия школьников с природой, поскольку знание законов природы без конкретных практических поступков теряет всякий смысл. Формирование познавательной активности —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, экскурсии, деловые или ролевые игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к окружающей природе и к биологии. Использование игровых технологий позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта. Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание проектов, анализ первоисточников, коллективное творческое дело, создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов и портретов различных животных по определённому плану. Детям нравятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион; ярмарка; устный журнал, «живая газета», уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие в мир растений, постановка. В процессе работы над темой «Условия развития познавательной активности школьников на уроках биологии» на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что для развития познавательной активности учащихся в современной школе требуется создание специальных условий и использование наглядности кабинета биологии.1. После анализа литературы по данной проблеме мы остановились на следующем определении познавательной активности. Познавательную активность определяем как постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и в самой непосредственной познавательной деятельности.2. Активизация познавательной активности – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»