Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока для 5 класса

Как появился человек на Земле

Степанова Елена Александровна
Актуальность: Проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук, таких как физическая антропология, генетика. Эта проблема является одной из актуальных на сегодняшний день. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.  В наше время выдвигается множество теорий о происхождении человека. Библия о происхождении человека отвечает так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему…», «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его». А в Коране рассказывается о том, как Бог «начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце». Это было сказано много сотен лет назад, но и сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. В последнее время с развитием космонавтики и освоением околоземного пространства все чаще звучит версия об инопланетном происхождении человека. Так откуда же пошел род человеческий? Что говорит о происхождении человека современная наука? Об этом и пойдет речь на уроке.
Цели: организовать работу учащихся по изучению представлений о предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития; развивать у детей воображение.
Задачи:
  • Помочь в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении строения и поведения в процессе исторического развития;
  • Способствовать развитию общенаучных навыков;
  • Способствовать развитию мышления школьников;
  • Способствовать формированию эмоционально-целостного отношения к миру.
  • Основное содержание темы. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Планируемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучения происхождения человека.
Метапредметные умение структурировать материал, работать с различными источниками информации , включая литературные произведения, электронные носители.
Предметные: научные представления о происхождении человека , древних предках человека: дриопитеках и австралопитеках, о человеке умелом, человеке прямоходящем, человеке разумном (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники;
электронное приложение; модели (слепки) голов предков человека;
презентация учителя; компьютеры. Наличие интернета.

Ход урока
Эпиграф урока («Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» А.С. Пушкин
Учитель читает слова А.С. Пушкина. Обращает внимание на то, что есть на Земле вид живых организмов, способный рассуждать о смысле жизни.
Этот вид имеет название … (Человек разумный)
- Раздел курса введения в биологию, который мы начинаем изучать, называется «Человек на Земле».
На нашей планете обитает огромное количество живых организмов.
- В какие группы объединены живые организмы? (Царства).
- Назовите известные вам царства? ( Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные)
- К какому из них по вашему мнению относится человек? (Животные)
- Почему? (Сходство внешнего строения, особенностей жизнедеятельности)
- Всегда ли человек был таким, каким является сейчас?
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Название темы урока)
Цель урока
III. Актуализация знаний о человеке.
 - Какие вопросы о человеке, его происхождении есть у вас? (Всегда ли жил человек на Земле? Когда он появился? Как выглядел человек раньше?)
А всегда ли человек был таким как сейчас?
Какие версии о возникновении человека на Земле вы знаете?
Предположений о том, как человек появился на Земле много. Как вы считаете, какой версии придерживаются учёные?
А на самом ли деле предками человека были обезьяны?
В этом нам стоит разобраться на сегодняшнем уроке.
Мы с вами будем знакомиться с научной теорией происхождения человека. Например, учёный Чарльз Дарвин в своих трудах писал: «Человек это результат исторического развития животного мира» То есть человек не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Окружающая среда, сложные условия жизни тысячелетиями формировали человека. А появился человек разумный 400 тысяч лет назад. Давайте же попробуем назвать тему нашего урока?
Задание 1
Археологи
Находят «ископаемые останки», отдают в «лабораторию на экспертизу», из лаборатории приходит ответ… письмо. Его надо расшифровать.
Расшифровывают.
Узнают название команды ( а вместе с эти и группу предков человека, которую будут изучать)
Задание 2
Пользуясь учебником, выбрать  из предложенного перечня факты, которые относятся к данному предку.
Заполняют таблицу в маршрутных листах
Литература:
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2004 г.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2005 г.
3. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2003 г.
4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998 г.
5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2004 г.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»