Особенности преподавание биологии
детям с девиантным поведением
Данилова Александра Александровна
В последние годы увеличивается количество детей с отклонениями в поведении от социальных , правовых и нравтвенных общепринятых норм. Такое поведение называют девиантным или делинквентным . Уровень распространения данной проблемы привлекает внимание психологов, социологов, педагогов и работников правоохранительных органов.Согласно исследованиям, склонность к девиантному поведению в разной степени проявляется от 45 до 64 % молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, в период возрастного подросткового кризиса, который характеризуется дезориентацией ребенка, кризисом идентичности, противостоянием авторитетам.
Причинами возникновения девиантного поведения считают психологические особенности ребенка, ошибки семейного и школьного воспитания, негативное влияние социума.
Сущность девиантного поведения заключается в неверном осознании подростком своего места и назначения в обществе, в нарушениях и искажениях правового и нравственного сознания, желании подростка привлекать к себе внимание. Психологическими особенностями детей с девиантным поведением являются повышенная агрессивность, граничащая с жестокостью, тревожность, конфликтность.
Для детей с девиантным поведением характерны значительные трудности в обучении. Они связанны с устойчивым отрицательным отношением к учебе, крайне низким уровнем познавательного интереса, отсутствием в должной степени сформированными учебными знаниями и умениями, недисциплинированностью в учебной деятельности, осознанным отказом от выполнения учебных заданий.
Важнейшим условием успешности в получении образования учащимся с девиантным поведением является индивидуальный подход в обучении , адаптации и социализации .Роль педагога в работе с детьми с девиантным поведением крайне велика. Педагог не только обучает , но и выполняет роль воспитателя ,формируя правильное понимание моральных идеалов, сочетания личностных и общественных интересов, норм и принципов поведения, нравственных установок и целей.
Естественнонаучное (биологическое, экологическое) образование и воспитание можно считать самостоятельным элементом общего образования, призванным дать учащимся основы научных представлений о взаимодействии человека и природы, формировать у учащихся понимания ценности жизни и ответственного отношения к окружающей среде.
Одним из способов, с помощью которого можно замотивировать учащихся на образовательный процесс является включение в работу современных занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, научных фантастов, связанных с жизнедеятельностью организмов, часто обсуждаемых проблем, о которых они обычно читают в интернете. Повлиять на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся можно с помощью учебного материала, например, новое содержание всегда вызывает интерес обучающихся, стимул узнать больше побуждает к изучению предмета. Наиболее важным состоянием человека, является неожиданность, озадаченность, удивление, сопровождающие процесс его активной ориентировки. Новизна это стимул, который сопровождает эти состояния, несет ученику пользу и положительные эмоции. Новые факты несут сведения, о которых обучающиеся даже не могли подозревать.
Использование для повышения естественнонаучной грамотности разнообразных средств и приемов обучения невозможно без учета индивидуальных особенностей обучающихся [5].
Одним из самых эффективных методов обучения биологии является использование наглядности, применение приема визуализации информации, это способствует повышению познавательного интереса, а также способствуют формированию у учащихся умений и навыков усвоения учебной информации.
При работе с наглядными компонентами необходимо соблюдать ряд дидактических условий, таких как: осуществлять выбор средств обучения, технологий и приемов обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся, использовать наглядность в меру или на определенных этапах занятия; выделять сначала ключевую мысль, а только потом второстепенные; согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием изучаемого материала; привлекать обучающихся к нахождению и анализу изучаемого материала в наглядной модели; рациональное использование форм, методов и приемов в учебном материале [6].
Для активизации познавательного интереса учащихся на уроках биологии эффективно применение «проблемных ситуаций» и решения биологических задач, позволяющий работать как в группе, так и индивидуально. В процессе работы школьники учатся выдвигать и доказывать гипотезы, устанавливать связи между теорией и практическими знаниями, распознавать натуральные объекты и т.д. Это способствует развитию логического мышления, творческих навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве.
Эффективно использование на уроках биологии демонстрационных экспериментов. Эксперимент способствует облегчению понимания учебного материала, формированию умения у учащихся устанавливать причинно-следственные связи, развитию наблюдательности, способности логически мыслить и делать выводы.
Взвешенное сочетание индивидуального подхода и применение разных форм и методов преподавания на уроках биологии при работе с детьми с девиантным поведением позволяет достигать целей активизации познавательного интереса и как следствие изменение отношения учащегося к предмету.
Литература:
1.Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства /Л.С. Выготский // Собр. Соч.: В 6т.-М.: Наука,1983. Т.5.-537с.
2.Попов В.А. Девиантное поведение среди несовершеннолетних как социально-педагогическая и психологическая проблема /В.А. Попов, С.А. Колесова // Молодой ученый.-2017.-№21.-С.-677-679.
3.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.- М.:МЕДпресс,2000.
4.Щукина Г.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.А. Щукина.-М.:Просвещение,2005.-160с
5.Арбузова Е. Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии /Е.Н. Арбузова// Биология в школе.-2017- №3.- С. 23-25.
6.Арбузова Е.Н. Визуализация образовательного процесса по биологии средствами инфографики/ Е.Н. Арбузова//Биология в школе.-2017.-№5.-С.-39-47.