Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая игра на уроках биологии
как средство повышения эффективности обучения

Степанов Елена Александровна
Элвин Тоффлер, выдающийся мыслитель прошлого века, однажды привел в одной из своих работ мысль о том, что вчера грамотным человеком считался тот, кто умел читать, а завтра грамотным человеком будет тот, кто умеет учиться. Т.е. «Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить», - как утверждает Джон Гриллос, - «Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь» [7,с.163].
Наши новые государственные стандарты подчеркивают, что ученик - не «магнитофон» для записи трансляций, а создатель проектов, менеджер своей деятельности, сотрудничающий  с товарищами, принимающий помощь учителя - советника.     Поэтому современный педагог должен перестроить свою деятельность: отойти от педагогических технологий, основанных на устных сообщениях информации от учителя к ученику,  а перейти к выработке у школьников умений самостоятельного поиска, осмысления и применения знаний на практике. Таким образом, в корне меняется функция учителя (раньше – это был информатор, контролер, то сейчас педагог должен сопровождать ученика на его трудном учебном пути, наталкивать ребёнка, помогать формироваться ему как личность). 
Решению этой проблемы в значительной степени способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения, среди которых ведущую роль играют обучающие игры, которые дают ученикам возможность формировать знания путем интенсивной самостоятельной познавательной деятельности и, вместе с тем, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей [2].
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, в течение всего существования человечества. Поэтому, конечно, потенциал игры должен быть использован и в учебном процессе. Психологи утверждают, что игра может стать одновременно и средством самообновления, самосовершенствования и стимулятором хорошего настроения. С другой стороны, объективно огромные возможности игры как педагогического средства:  она увеличивает интеллектуальную напряженность, активизирует умственные процессы, повышает интерес к знаниям, тренирует память и т.д.
Учебная игра позволяет достичь целого ряда важных целей:
1) дидактических (формирование и применение новых ЗУН, расширение кругозора и т.д.);
2) развивающих (развитие памяти, речи, мыслительных процессов - анализа, синтеза, сопоставления и т. д., творческих способностей)
3) воспитательных (воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности, воли, навыков сотрудничества и др.) [2].
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания учащихся. Они направлены на решение конкретных задач обучения учеников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры – упражнения, игры-соревнования, ролевые игры  [3,4,5].
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное. Все это происходит в игре, в игровых действиях и становится близким ребенку. Цель такой игры - усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Применение на уроках и внеклассной деятельности таких игр способствуют обострению внимания, наблюдательности, осмыслению игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Педагог выполняет в игре свою роль, которая довольно сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей [2].
Так в 8 классе при обобщении материала по теме «Опорно-двигательная система» ученикам предлагается совершить путешествие по  таинственному государству "Человек". Поясняется им цель путешествия. Говорится о том, что мы прошли многие города и села, видели большие озера и маленькие реки, но вдруг на нашем пути оказался "сказочный" старинный замок. Мы подошли ближе и увидели герб, висевший над воротами. Он подсказал нам, что это был замок "Опорно-двигательная система". Как только мы оказались на дворцовой площади, ворота замка с глухим звуком закрылась за спинами. И теперь, чтобы выйти, нам необходимо пройти по всем комнатам замка и получить от каждой ключ, который выдается в том случае, если верно выполним задания. И сделать это нужно быстро - за 45 минут.  Ученики класса делятся на 3 группы, которые должны пройти по всем комнатам замка, ответить на вопросы, добыв, таким образом, ключи от помещений, чтобы покинуть замок. Для проверки знаний используются индивидуальные и групповые формы работы. Для детального ознакомления с уроком вы можете пройти по ссылке (сайт Мультиурок).
 В 6 классе обобщение материала по теме «Цветок — соцветия. Семя — плод» мы проводим в форме урока - путешествия на остров сокровищ. Перед ребятами ставится  цель: поиск сокровищ капитана Флинта. Сокровища – это ваши оценки, найти которые вам помогут ваши знания. Для этого мы разделяемся на два экипажа, получаем карту и отправляемся в путь навстречу приключениям. Для детального ознакомления с уроком вы можете пройти по ссылке (сайт Мультиурок).
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать [2].
Игры-предположения  "Что было бы…?"  или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?".  Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?" [2].  
Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость  думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [2].
На этапе мотивации учебной деятельности, на первом уроке темы «Черви» школьникам предлагается отгадать загадку
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, лото, объяснение пословиц и поговорок, написание стихотворений и сказок [2].
На этапе актуализации опорных знаний по теме «Простейшие» можно предложить ученикам игру «Дешифровальщик»
На этапе повторения изученного материала по теме «Общая характеристика Членистоногих» используется графический диктант.
Игры-соревнования могут включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр [2].
Для проверки знаний школьников по теме "Животные Красной книги" образуются 2 команды, которые по очереди должны определить животных, занесенных в Красную книгу.
Таким образом, игровая деятельность способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, реализации компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов к обучению.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бардакова Ю.Э. Универсальные интеллектуальные игры/ Б-ка журн. «Биология»; вып. 7(43).-Х.: Изд. группа «Основа», 2006
2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб-метод. пособие / И.С. Гринченко. - М.: ЦГА, 2002. 80 с.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье. – М.: Просвещение, 1989
7. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»