Дидактическая игра на уроках биологии
как средство повышения эффективности обучения
Степанов Елена Александровна
Элвин Тоффлер, выдающийся мыслитель прошлого века, однажды привел в одной из своих работ мысль о том, что вчера грамотным человеком считался тот, кто умел читать, а завтра грамотным человеком будет тот, кто умеет учиться. Т.е. «Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить», - как утверждает Джон Гриллос, - «Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь» [7,с.163].Наши новые государственные стандарты подчеркивают, что ученик - не «магнитофон» для записи трансляций, а создатель проектов, менеджер своей деятельности, сотрудничающий с товарищами, принимающий помощь учителя - советника. Поэтому современный педагог должен перестроить свою деятельность: отойти от педагогических технологий, основанных на устных сообщениях информации от учителя к ученику, а перейти к выработке у школьников умений самостоятельного поиска, осмысления и применения знаний на практике. Таким образом, в корне меняется функция учителя (раньше – это был информатор, контролер, то сейчас педагог должен сопровождать ученика на его трудном учебном пути, наталкивать ребёнка, помогать формироваться ему как личность).
Решению этой проблемы в значительной степени способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения, среди которых ведущую роль играют обучающие игры, которые дают ученикам возможность формировать знания путем интенсивной самостоятельной познавательной деятельности и, вместе с тем, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей [2].
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, в течение всего существования человечества. Поэтому, конечно, потенциал игры должен быть использован и в учебном процессе. Психологи утверждают, что игра может стать одновременно и средством самообновления, самосовершенствования и стимулятором хорошего настроения. С другой стороны, объективно огромные возможности игры как педагогического средства: она увеличивает интеллектуальную напряженность, активизирует умственные процессы, повышает интерес к знаниям, тренирует память и т.д.
Учебная игра позволяет достичь целого ряда важных целей:
1) дидактических (формирование и применение новых ЗУН, расширение кругозора и т.д.);
2) развивающих (развитие памяти, речи, мыслительных процессов - анализа, синтеза, сопоставления и т. д., творческих способностей)
3) воспитательных (воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности, воли, навыков сотрудничества и др.) [2].
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания учащихся. Они направлены на решение конкретных задач обучения учеников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры – упражнения, игры-соревнования, ролевые игры [3,4,5].
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное. Все это происходит в игре, в игровых действиях и становится близким ребенку. Цель такой игры - усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Применение на уроках и внеклассной деятельности таких игр способствуют обострению внимания, наблюдательности, осмыслению игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Педагог выполняет в игре свою роль, которая довольно сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей [2].
Так в 8 классе при обобщении материала по теме «Опорно-двигательная система» ученикам предлагается совершить путешествие по таинственному государству "Человек". Поясняется им цель путешествия. Говорится о том, что мы прошли многие города и села, видели большие озера и маленькие реки, но вдруг на нашем пути оказался "сказочный" старинный замок. Мы подошли ближе и увидели герб, висевший над воротами. Он подсказал нам, что это был замок "Опорно-двигательная система". Как только мы оказались на дворцовой площади, ворота замка с глухим звуком закрылась за спинами. И теперь, чтобы выйти, нам необходимо пройти по всем комнатам замка и получить от каждой ключ, который выдается в том случае, если верно выполним задания. И сделать это нужно быстро - за 45 минут. Ученики класса делятся на 3 группы, которые должны пройти по всем комнатам замка, ответить на вопросы, добыв, таким образом, ключи от помещений, чтобы покинуть замок. Для проверки знаний используются индивидуальные и групповые формы работы. Для детального ознакомления с уроком вы можете пройти по ссылке (сайт Мультиурок).
В 6 классе обобщение материала по теме «Цветок — соцветия. Семя — плод» мы проводим в форме урока - путешествия на остров сокровищ. Перед ребятами ставится цель: поиск сокровищ капитана Флинта. Сокровища – это ваши оценки, найти которые вам помогут ваши знания. Для этого мы разделяемся на два экипажа, получаем карту и отправляемся в путь навстречу приключениям. Для детального ознакомления с уроком вы можете пройти по ссылке (сайт Мультиурок).
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать [2].
Игры-предположения "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?". Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?" [2].
Игры-загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [2].
На этапе мотивации учебной деятельности, на первом уроке темы «Черви» школьникам предлагается отгадать загадку
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, лото, объяснение пословиц и поговорок, написание стихотворений и сказок [2].
На этапе актуализации опорных знаний по теме «Простейшие» можно предложить ученикам игру «Дешифровальщик»
На этапе повторения изученного материала по теме «Общая характеристика Членистоногих» используется графический диктант.
Игры-соревнования могут включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр [2].
Для проверки знаний школьников по теме "Животные Красной книги" образуются 2 команды, которые по очереди должны определить животных, занесенных в Красную книгу.
Таким образом, игровая деятельность способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, реализации компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардакова Ю.Э. Универсальные интеллектуальные игры/ Б-ка журн. «Биология»; вып. 7(43).-Х.: Изд. группа «Основа», 2006
2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб-метод. пособие / И.С. Гринченко. - М.: ЦГА, 2002. 80 с.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье. – М.: Просвещение, 1989
7. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011