Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Фитонциды вокруг нас.

Зайцева Юлия Николаевна,

учитель биологии, тьютор ГБОУ «Центр «Динамика»

г. Санкт-Петербурга

Пояснительная записка.

Предложенная методическая разработка или ее фрагменты могу быть использованы в разных классах и в различных вариантах:

-при проведении внеклассных мероприятий по биологии,

- для проведения занятия кружка «Юный натуралист»,

-на уроках биологии при изучении фитонцидов растений,

-на интегрированных уроках биологии с другими предметами,

-на предметной неделе по биологии,

- на уроках экологии по теме “Охрана растительности”, больше уделяя времени на оздоровительное значение леса,

- эту разработку можно использовать при проведении классного часа, делая акцент на сохранение здоровья учащихся,

- отличный вариант  проведения данной конференции  учениками 10-11 классов у учеников 5-6классов и т.д.

В зависимости от возраста учащихся, программы, содержание конференции может быть различным. Хочется отметить, что данный текст и ее презентация – результат работы, выполненной учениками 6-го класса при проведении внеклассного мероприятия по биологии.

Используя вопросы-задания на инструктивных карточках, учащиеся с удовольствием ищут различную информацию по теме. Главная задача учителя – помочь выбрать самое важное по конкретному вопросу и связать все в определенный формат,  в данном случае,  формат конференции.

Подготовительная работа.

По желанию учащихся распределяются роли участников конференции.   К названию роли прилагается инструктивная карточка, которая содержит необходимые задания и рекомендации по их выполнению. На выполнение этих заданий отводится 1-2 неделя в зависимости от класса и уровня подготовки учащихся.

Возможные роли участников:

Журналисты (корреспонденты) – группа участников, которые готовят вопросы по теме. Могут представляться как журналисты конкретного издания или передачи.

Ученые-исследователи– группа учащихся, которые ставят один или два простых эксперимента, либо под руководством учителя – в классе, либо самостоятельно дома и  делают описание и выводы по результатам эксперимента.

Историк (археолог) – приводит факты из истории открытия фитонцидов и интересные сведения о фитонцидах.

Библиотекарь (этимолог, филолог) – поясняет словообразование терминов. Приводит интересные факты из художественных произведений.

Врач– выступает с сообщением о влиянии фитонцидов на организм человека, о лечебных свойствах фитонцидов.

Роли Волшебника и самихрастений (здесь: лука и чеснока) вносит игровой элемент и элемент неожиданности, особенно для учащихся младших классов. Для учеников 9-11 классов их можно не предлагать.

Ученый – химик– ученик, который делает сообщение о химической природе фитонцидов. Глубина сообщения зависит от класса и профиля. В 6-м классе мы не вводили эту роль.

Флорист– готовит материал о совместимости растений, о комнатных растениях, выделяющих фитонциды.

Лесничий– рассказывает о деревьях, выделяющих большое количество фитонцидов.

Техническая служба (организаторы) – подготавливают к уроку кабинет, техническое обеспечение, делают презентацию из предоставленного материала.

Перед конференцией учитель проводит консультацию, просматривает выполненные задания, при необходимости корректирует.

Цель:раскрыть значение фитонцидов растений в природе и жизни человека.

Задачи:

·        Сформировать знания о фитонцидах растений;

·        Развивать исследовательские и коммуникативные навыки у учащихся

·        Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

·        Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

·        Презентация «Фитонциды вокруг нас».

·        Выставка книг по теме.

·        Оборудование для проведения опыта или его результаты .

·        Бейджи (таблички) с названиями ролей участников конференции.

·        Фитонцидный чай  (для приготовления  чая нужны цветы липы или веточки черной смородины),возможно – лимон.

Для проведения занятия можно приготовить ветки и шишки хвойных деревьев, ветки и плоды дуба, липы, берёзы и черёмухи. Если нет натуральных объектов, то можно использовать гербарии растений  или ограничиться презентацией.

План проведения урока – конференции:

I. Вступительное слово учителя.

II. Доклады учащихся класса.

III. Заключительное слово учителя.

IV. Подведение итогов конференции, рефлексия.

Вступление учителя.Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными организмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний.

К таким веществам относятся и фитонциды.Цель сегодняшней конференции – выяснить, какие вещества называются фитонцидами, подробнее узнать об их значении в природе и жизни человека, и объяснить, почему говорят: «фитонциды вокруг нас».

На вопросы журналистов (корреспондентов) ответят специалисты различных областей науки и практики. Журналисты выступят со своими заметками о прошедшей конференции и рецензиями на нее.

Журналист 1. Здравствуйте!Поскольку наша конференция посвящена фитонцидам, хотелось бы узнать происхождение слова «фитонциды».

Библиотекарь. Расшифруем слово «фитонциды». Оно состоит из греческого слова – «фито» - «растение» и латинского – «цидо» - «убивать». Дословно, фитонциды – «убивающие растения».

Журналист 2.  Фитонциды образно называют «невидимыми средствами, при помощи которых растения защищаются от полчищ своих врагов», «охотниками за микробами». Интересно, а  кто из ученых впервые обратил на них внимание?

Историк.Открытие фитонцидов связано с именем Бориса Петровича Токина.

В 1928 году в ходе экспериментирования в совершенно другой области он обнаружил, что какие-то летучие вещества растертого лука (кашицы) губительно действовали на клетки дрожжей и убивали различные микроорганизмы, в том числе и патогенные (болезнетворные) для человека и животных. Самое интересное заключалось в том, что микробы находились на некотором расстоянии от источника – кашицы лука, выделяющей летучие вещества.

Журналист 3.  Какие простейшие опыты можно провести, чтобы доказать, что фитонциды убивают микробы?

Ученый 1.Чтобы изучить действие фитонцидов, можно поставить очень интересные и доступные опыты.

Например, с помощью обычной терки мы получил кашицу лука и чеснока, и поместили на дно банок. Круто сваренное яйцо, очищенное от скорлупы подвесили в каждую из банок на расстоянии 3-4 см от кашицы. Банки закрыли крышкой. В третью банку поместили яйцо без фитонцидов.

Посмотрите на результаты эксперимента.

Журналист 3.  Что вы можете сказать о результатах опыта?

Ученый 1. Яйцо, которое находилось в банке без фитонцидов начало темнеть. Микробы, которые попали на него из воздуха и при его контакте с руками, начали размножаться. Поэтому белок стал разлагаться и издавать неприятный запах.

Ученый 2.Это только один из экспериментов. Со времени открытия фитонцидов прошло более 80-ти лет и сейчас доказано, что фитонциды губительно действуют не только на микроорганизмы и грибы, но и на более крупные организмы.

Журналист 1.   Могли бы вы привести примеры других растений, кроме лука и чеснока, которые выделяют фитонциды?

Волшебник. И другие растения (почти все) выделяют фитонциды. Но больше всех – лук и чеснок. Почему? Сейчас узнаем. Так как я волшебник, то могу сделать так, что лук и чеснок сами расскажут об этом.

«Абра-кадабра, лум – тулумпассе,

Лук и чеснок появитесь в классе!

Абра-кадабра, сим – селяби,

 лук и чеснок – заговори!»

Лук.

Добрый день!

Я – лук зеленый! И мне приятно

О себе вам рассказать.

В жизни сам я научился

Фитонциды выделять.

С давних пор считали люди,

Я – амулет от разных дел.

Кто съедал меня, тот долго

Зимой гриппом не болел!

Журналист 1.Мы теперь знаем, что лук выделяет фитонциды. А не с этим ли связан плач хозяек?Л. Громова в своем письме в редакцию пишет:
«Жертва я ужасных мук, -
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!»

Ученый 2.Плач хозяек вызываетсятем, что фитонциды лука очень быстро распространяются и вызывают ответную реакцию – выделение слез.

Врач.И все-таки фитонциды лука очень полезны. Фитонциды лука вдыхают при ангине, насморке, гайморите. Сок лука помогает при кашле, способствуя отделению мокроты. Его смешивают пополам с мёдом или сахаром. Лук печёный, варёный, жареный – народное средство от кашля и туберкулёза лёгких. Лук подавляет гнилостные процессы пищеварения, препятствует развитию вредных микроорганизмов. Капли из натёртого лука используются как средство, заживляющее раны и язвы. Луком можно заменить горчичник, для чего измельчённый сырой лук кладут на грудь, как компресс при простуде и кашле. Смягчить огрубевшую кожу можно луком, приложив к коже горячую печёную луковицу. Место укуса комара или овода надо потереть зелёным луком.

Всё вышесказанное служит подтверждением народной мудрости – “лук от семи недуг”.

Только применять его во всех случаях  нужно осторожно, а лучше заранее проконсультироваться с врачом!

Чеснок.

Здравствуйте!

А меня в Египте Древнем

Берегли как амулет

И считали, я способен,

Защитить от разных бед!

Фараоны очень часто

Чеснок меняли на солдат.

Вместе с шлемом, щитом, каждый

Получить меня был рад!

От болезней натирали,

Блюда мною украшали.

И сейчас известен всем я

Фитонцидами своими!

Ученый.Действительно, ребята, воины Древней Греции и Рима потребляли с пищей много чеснока, полагая, что он придает храбрость и отвагу. А китайская медицина считает чеснок ценным лечебным средством при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, при эпидемиях чумы и холеры.При простудах, гриппе, ангинах хорошо помогают ингаляции паров чеснока. Можно также растертую кашицу из луковиц завернуть в небольшие кусочки марли и вкладывать на 10—15 минут в ноздри утром и вечером.

Волшебник.

Кроме лука и чеснока фитонциды выделяют и другие овощные растения, хрен, горчица, редис, репа.

Вот вы все и узнали, а теперь мы исчезаем, но вы нас не забывайте.

Журналист 3. Кашица, выделяющая фитонциды – это измельченное, раненое растение. А «не раненые» растения способны выделять фитонциды, например, деревья.

Лесничий. Да, известно, что кедр, черемуха, сосна, ель выделяют большое количество фитонцидов. Ученые подсчитали, что растения Земли ежегодно выделяют в атмосферу около 490 миллионов тонн фитонцидов. Лидерами по количеству выделяемых летучих веществ являются хвойные деревья, и среди них безусловным чемпионом можно считать можжевельник. Летом за 1 день 1 га можжевелового леса выделяет 30 кг фитонцидов. Этого количества хватило бы для того, чтобы очистить воздух большого города от микробов.  Жаль только, что сам можжевельник не переносит загрязнений.

Историк.600 лет назад грамоте учились по дощечкам, сделанным из можжевельника. Но  с каждым днем этих деревьев становится все меньше и меньше. Один из кустов можжевельника в Турции получил медаль, на котором написано «спасибо, что устоял против топора, засухи и нерадивости».

Журналист 1.  Очень интересно. А можно ли привести еще какие-нибудь интересные факты?

Историк.В 1963 году мир узнал об очень интересной находке. Около Рима нашли саркофаг с телом девочки, похороненной около 2 тысяч лет назад. У нее сохранились брови, ресницы, зубы! Такая сохранность удивительна! Оказалось, что тело было покрыто луком и обмыто маслом из эвкалипта, которое выделяет фитонциды и отлично убивает микробы.

Библиотекарь.Кстати, слово «эвкалипт» по-русски означает «хороший воздух». В Австралии эвкалипты называют «деревьями чудес и жизни».

Лесничий.А у нас не растут эвкалипты, но тоже есть очень популярное растение, фитонцидные свойства которого увеличивают защитные силы организма, а также губительно действуют на возбудителей различных заболеваний. Это сосна. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах.  Летучие фитонциды сосны обладают способностью проникать через легкие и кожу в организм человека. Они затормаживают развитие болезнетворных микроорганизмов, предохраняют его от инфекционных заболеваний. Фитонциды нормализуют сердечный ритм и артериальное давление, участвуют в обмене веществ, благоприятно воздействуют на процесс кровообращения в мозгу, состояние печени, бактерицидную активность кожи, а также на иммунную и нервную системы. Не случайно люди, живущие в лесных районах, гораздо меньше подвержены заболеваниям верхних дыхательных путей по сравнению с горожанами.


Врач. Вдыхание летучих фитонцидов хвойных деревьев помогает спортсменам избежать так называемой спортивной анемии. Поэтому спортивные пробежки лучше устраивать не вдоль автомагистралей, а в парке, где много хвойных пород деревьев. Прекрасной оздоравливающей процедурой могут стать и обычные прогулки в таких местах. Из заготовленного сырья (хвои, почек, шишек, коры) совсем несложно делать настои, настойки, отвары, чаи, мази, порошки, ингаляционные смеси и экстракты для целебных ванн и в домашних условиях.

 Ученый.Интересно, что не только деревья, но и некоторые лишайники выделяют сильные фитонциды. Например, ягель.

На Руси издавна его использовали для выпечки хлеба в голодные годы. Крестьяне вымачивали ягель в течение суток в растворе соды для удаления горького вкуса, затем промывали водой, сушили и измельчали в муку.

Еще в прошлом столетии европейские врачи широко рекомендовали ягель для лечения туберкулеза и коклюша. Позднее увлечение ягелем прошло, и лишь недавно забытый лишайник вновь заинтересовал ученых, поскольку химикам удалось выделить из него усниновую кислоту — могучий антибиотик, убивающий болезнетворные организмы в ничтожно малых концентрациях.

Журналист 2.Значит, фитонциды нашли широкое применение и в медицине?

Врач.Безусловно. Мы уже говорили о применении фитонцидов лука и чеснока в народной медицине. Но фармацевтическая промышленность изготавливает лекарственные препараты, используя вытяжки фитонцидов и других растений, например, редьки, хрена, лимона, мяты или чабреца.

Чабрец, в народе именуемый бо­городской травой, издает такой сильный аромат, что кажется, будто бы воедино собрано все степное разнотравье. С древних времен им ароматизировали воздух во время пиров, бросая его в тлеющие угли костра.

Растение   богато   фитонцидами,   эфирными   маслами, дубильными веществами, жирами, минеральными солями.

Библиотекарь.Кстати, замечательные свойства чабреца воспеты во многих легендах и сказаниях. В своей книге  «Легенды о цветах» (М., 1984) С. Красиков приводит стихотворение, в котором говорится, что когда у монгольского хана, захватившего русскую землю, тяжело заболел сын, никто не мог вылечить мальчугана, пока не сжалилась над ним одна из полонянок.

...И тогда из тесного кольца

Вышла белорусская крестьянка.

Сорвала три ветви чабреца

И сказала хану с горькой грустью:

— Так и быть, я вылечу мальца,

Но забудь дорогу в Белоруссию!

Врач.Всем хорошо известна Валериана лекарственную, которую возделывают для получения из корней и корневищ успокаивающих лекарственных средств. Фитонциды содержатся в корневищах. А еще календула, пижма, алоэ, тысячелистник и многие другие растения обладают явно выраженными фитонцидными свойствами! Поэтому в эпидемию гриппа мы рекомендуем своим пациентам употреблять дольку чеснока в день, пить чай с лимоном и мятой!

Журналист 1.Меня очень интересует такой вопрос: влияют ли фитонциды одних растений на фитонциды других?

Флорист.Да, влияют. С давних пор людьми замечено, что если поставить в одну вазу сирень и ландыши, то цветы сирени быстро завянут. Также «не любят» друг друга ландыши и нарциссы. Мак, орхидеи вредно действуют на другие цветы. Поэтому мы, флористы,  и садоводы можем так комбинировать цветы, что они остаются свежими долгое время. Например, тюльпаны простоят в 2 раза дольше, если в вазу с ними поставить веточку туи.Если поставить рядом букет тюльпанов и незабудок, то цветы быстро вянут, так как сказывают угнетающее влияние друг на друга. Виноград, например, не терпит близкого соседства редьки, капусты, лавра.

         И наоборот, растения могут ускорять рост своих соседей, например, фасоль, ускоряет рост кукурузы. Хорошо растут рядом рябина и липа, береза и сосна.

Журналист 2.Мы говорим «фитонциды вокруг нас» означает ли это, что все растения выделяют фитонциды: в лесу, в саду, в парке и даже в наших комнатах?

Флорист.Конечно, комнатные растения тоже выделяют фитонциды. Герань, бегония, хлорофитум снижают количество микробов в воздухе. Опытным путем установлено, что, например, бегония и герань снижают содержание микроорганизмов в окружающем воздухе на 43%, циперус на 59%, аспарагус на 38%. Поэтому я советую вам разводить эти цветы дома. Они порадуют ваш глаз и очистят воздух!

А чемпионом среди комнатных цветов является хлорофитум. Специалисты Всероссийского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов

Этого растения оказывается достаточно, чтобы ослабить воздействие окислов азота в помещении, где несколько часов работала газосварка. Причем, очистительные свойства цветов заметно усиливаются, если положить в цветочные горшки   активированный  уголь.

   Хлорофитум обладает и значительным бактерицидным эффектом. Так что выращивайте это чудесное и полезное растение в кабинете или  дома, это украсит его интерьер и очистит воздух!

Учитель. Спасибо большое всем за ответы. К сожалению, время нашего эфира подошло к концу. Попрошу всех участников конференции одним предложением охарактеризовать ваше отношение к проведенному мероприятию.

Из того, что мы сегодня узнали можно сделать следующий вывод: мир растений удивителен! Многообразны вещества, которые образуются в растениях и их значение в природе и жизни человека разнообразно. Чтобы узнать о них подробнее, нужно быть внимательным и любопытным. А если у кого остались  вопросы или появились новые, мы с удовольствием на них ответим. Пишите, звоните, присылайте свои наблюдения в «Редакцию проведения конференции». До новых встреч! До свидания!

 

Песня (все вместе на мелодию «Буратино»)

Кто с биологией знаком

Растениями увлечен,

Тот знает, могут защищать,

Микробов многих убивать

Вокруг в растениях живут

Скажите, как их все зовут?

ФИ – ТОН – ЦИ – ДЫ!

В конце конференции всем участников можно предложить выпить чашечку «фитонцидного чая» с лимоном или липой, поделиться впечатлениями, разгадать кроссворд или составить синквейн. В нашем случае участники составили синквейн:

Фитонциды

Биологически активные

Защищают, помогают всем

Выделяя летучие губительные вещества

Интересны.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»