Игра как средство оценивания логических универсальных действий
Рунова Наталья Мартиевна,
учитель химии и биологии ГБОУ
школы № 558 Санкт-Петербурга
Учение есть, прежде всего, человеческие отношения,
а подлинное обучение характеризуется обстановкой
«эмоционального пробуждения разума».
В.А. Сухомлинский
Оценивание результатов любой деятельности является наиболее сложным компонентом. У педагогов оценочная деятельность занимает существенную и важную часть работы. В результате оценивая, педагог получает «… информацию для того, чтобы наилучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.»(2)учитель химии и биологии ГБОУ
школы № 558 Санкт-Петербурга
Учение есть, прежде всего, человеческие отношения,
а подлинное обучение характеризуется обстановкой
«эмоционального пробуждения разума».
В.А. Сухомлинский
Идея понимания обучения как части бытия человека. развиваемая в работах как философов образования, так и педагогов, направляет педагогическую мысль на поиск технологий обучения, которые позволили бы эту идею реализовать. Правовая основа для использования активных и интерактивных технологий обучения закреплена во ФГОС, определяющего социализацию основной целью обучения в школе. Разрыв между академической и практической деятельностью учащихся можно удачно заполнить деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
Игровая технология реализует потребность человека в забаве, развлечении. Игра наряду с учением и трудом является одной из основных форм человеческой деятельности. Игре присущи специфические особенности.
- Она обладает эмоциональным зарядом, увлекающим, заряжающим участников.
- В ней есть собственная развивающая логика, которая может быть изменена участниками, что несет в себе возможности проявления творческого начала.
- Игра связана с понятием удовольствия, получением позитивных впечатлений от проявления физических или духовных сил и тем притягивает участников.
- Игра всегда имеет правила, а значит, ставит участников в некоторые рамки, обусловленные логикой и смыслом игры, определенным порядком, который требуется соблюдать, а следовательно, требует от ребенка проявления ответственности, смекалки, общительности, честности и других важных личностных качеств. (1)
К примеру, игровая деятельность может быть использована в качестве:
- самостоятельной целостной технологии для освоения/оценивания понятий, темы, или раздела учебного предмета;
- существенного элемента более обширной технологии;
- урока (занятия) или его части (введение, объяснение, закрепление, контроль);
- технологии внеклассной работы.
- игра на весь урок (обобщающий урок, игра между командами, где возможно использование индивидуальных заданий в виде викторины или индивидуальных карточек, после оценивания которых ученику выставляется оценка, а сумма оценок идет в зачет команде);
- игровые приемы как часть урока для закрепления изученного и изучаемого материала. Особенно интересна вариативность этих приемов, если учитывать такую особенность мозга , как доминирование полушарий. Для «левополушарных» комфортнее будет запоминание через многократное повторение, а «правополушарным» доступно запоминание на долгое время только через понимание.
На обобщающих уроках биологии в 7 классе интересно использовать дидактическую игру, игровую модель которой составляет известная передача «Что? Где? Когда?», для оценивания логических универсальных учебных действий. Применение известной игровой модели упрощает достижение дидактических целей в учебном процессе, потому что правила и процедуру игры школьники знают и на их освоение не требуется дополнительного времени.
Содержательную основу игры составляет учебный материал в биологии для 7 класса. Особое внимание учителя должно быть обращено на формирование у школьников таких логических УУД, как обобщение, выделение сущностных связей и нахождение общностей; выдвижение логических цепочек; построение алгоритма решений (см. таблицу ниже).
Это значит, что при оценке выполняемых заданий, предлагаемых командам, должна приниматься во внимание степень сложности заданий.
Общая оценка по командам определяется суммированием набранных баллов с учетом их веса. Заранее выстраивается шкала, определяющая, за какое количество правильных ответов команде будут выставлены отметки. Индивидуальные отметки могут быть такие же, как и командные, либо с вкладом каждого в общий результат (решает команда, или используется более сложный алгоритм выявления индивидуального вклада в общий результат).
Примеры заданий для оценивания сформированности логических УУД на примере уроков биологии в 7 классе
Логические УУД | Примеры заданий для игровых сюжетов | балл |
Определять понятия | Сформулируйте определение. Назовите часть организма по схеме. Допишите недостающие слова в тексте. |
0-1 0-1 0-1 |
Создавать обобщения | Назовите части организма по схеме, определите к какому Царству, Типу, Классу относится этот организм. Приведите примеры других организмов с аналогичными признаками. |
0-3 0-3 |
Устанавливать аналогии | Назовите главные особенности в строении животных разных Классов. Приведите 5 примеров животных каждого Класса. | 0-3 |
классифицировать | Назовите части организма по схеме. Установите, к какому Классу, Типу, Царству относится этот организм. | 0-3 |
Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Выпишите животных , которые относятся к Классу Птицы. К какому отряду они принадлежат? |
0-3 0-3 |
Устанавливать причинно-следственные связи | Иногда на снегу можно встретить живых насекомых. Почему они не замерзают на снегу? | 0-3 |
Строить логическое рассуждение , умозаключения | Составьте текст викторины на тему… Решите кроссворд. Составьте кроссворд. Решите ребус. Составьте ребус. |
0-3 0-3 0-3 0-3 0-3 |
Делать выводы | Решение биологических задач: «В процессе эволюции у моллюсков появилась раковина, которая впоследствии у некоторых из них редуцировалась. Что такое редукция? Назовите моллюсков, у которых произошла редукция раковины. Почему это произошло?» |
0-5 |
ВАРИАНТ 2.
Приведем примеры заданий с использованием игровых приемов на уроках биологии для закрепления изученного и изучаемого материала.
При изучении внешнего строения рыб важно связать конечности (парные и непарные) с выполняемыми функциями.
- Дана схема внешнего строения рыбы. Плавники обозначены цифрами.
- Парные плавники__
- Непарные плавники__
- Плавники, обеспечивающие удержание рыбы в нормальном вертикальном положении__
- Плавник, являющийся главным моторным органом, обеспечивающий движение вперед__
- Плавники, обеспечивающие движение вверх, вниз и в стороны, повороты тела в воде__
- Карточка с текстом. В левом столбике указаны названия плавников, в правом столбике – функции плавников.
Правильное соотношение между учебной и игровой деятельностью ( так как нарушение баланса отрицательно сказывается на результатах обучения) позволит сохранить интерес к учебной деятельности. Доля, приходящаяся на дидактические игры в системе уроков биологии в 6-7 классах, может значительно варьировать в зависимости от общего уровня развития класса , его зрелости. Отдельные задания могут быть использованы на этапах закрепления знаний, при выполнении срезовых коротких опросов. Но, как показывает практика, проведение обобщающих уроков в виде дидактических игр в любом классе можно считать оптимальным, а игровая технология, ускоряя темп урока и активизируя внимание , вполне может выполнять и функции технологии оценивания.
- Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб: Питер, 2012. -640с.
- Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Новые практики формирования и оценивания. Под общей редакцией О.Б. Даутовой и Е.Ю. Игнатьевой -КАРО, 2015 - 7 с.