Развитие критического мышления на уроках биологии
Игнатьева Юлия Сергеевна
Современному человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека естественнонаучной грамотности на основе сохранения целостности социальной культуры.Установлено, что предпосылкой развития компетенции личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций.
Формирование функциональной грамотности на уроке – условие развития компетентностей учащихся. Одной из таких компетентностей является технология критического мышления.
На уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления.
Критическое мышление – навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии заключается в том, что биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.
Приемы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как и где их можно применить. Технология развития критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам.
Эта технология примечательна ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.
В основе развития критического мышления лежат три последовательных стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока и от учебных возможностей класса.
Первая стадия – «Вызов» является обязательной на каждом уроке. Данная стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу, может делать предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на актуализацию знаний на уроке, но приёмы и методы организации деятельности другие. На уроках можно использовать различные виды приёмов, например такие как «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) и многие другие.
Остановимся на приеме «Кластер». Данный прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Прием «Кластеры» можно использовать на стадии вызова, осмысления, когда после работы с текстом, кластер наполняется содержанием, и на стадии рефлексии, т.е. кластер может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием способствует развитию системного мышления.
Вторая стадия – это «Осмысление». На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. На этом этапе актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу «insert», ведение записей двойных дневников и бортовых журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста, просмотре видеофильма, объяснении учителя, сообщение обучающегося с демонстрацией презентации, и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. Основным приемом ТРКМ является маркировка текста по типу «insert». В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Ученики читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки: «V» - галочкой отмечают то, что известно; «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста; «-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали; «?» - вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.
Для организации групповой работы можно использовать приём «Карусель». Суть приёма заключается в том, что учитель формулирует проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Готовит цветные маркеры и листы А3 с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся, совместно записывают ответ, на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
После «карусели» работы учащихся вывешиваются на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший и более правильный ответ. Данный приём называется «Галерея», его можно использовать на стадии рефлексии.
Третья стадия – «Рефлексия». Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, толстые и тонкие вопросы, галерея, ключевые слова, взаимообучение, синквейн.
Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём подходит, как подведение итогов урока или же рефлексия. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Также на любом уроке можно использовать интересный приём «Тонкие и толстые вопросы». Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» - это тонкие вопросы, но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно - это проблемные, то есть толстые вопросы. Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей.
Практика работы в школе показывает, что технология развития критического мышления наиболее приемлема на вводных уроках, уроках изучения и первичного закрепления новых знаний. Данная технология представляет собой педагогическую систему, направленную на формирование у учащихся аналитического мышления, позволяет детям самостоятельно добывать знания, развивает мыслительные способности, т.к. дети должны сформулировать, убедительно аргументировать свою мысль и донести ее суть до слушателя, т.е. обучая одноклассника, обучаешься сам.
Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, что конечно же пригодиться ему когда он покинет стены школы и поступит в университет. Он более успешен в изучении предмета и легче адаптируется в жизни, может легко решить сложную проблему.
И завершить хотелось бы словами Дайаны Халперн:
«Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информаций и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».